Законодательство РФ лояльно относится к вопросу признания прав на ранее построенные жилые дома на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства. Действуют нормы дачной амнистии, а также работают нормы, позволяющие признать право на земельный участок и жилой дом по факту прописки в нем. Однако до последнего времени перечисленные механизмы признания права распространялись лишь на жилые дома и не позволяли по упрощенной процедуре признать права на хозяйственные постройки, которые есть рядом практически с каждым жилым домом.
Ситуацию изменяет Федеральный закон от 29.10.2024 N 370-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу 9 ноября 2024 года.
Закон дополняет дачную амнистию (ФЗ №93-фз от 30.06.2006 г.) новой статьей 12.1, которая создаёт правовые основания для признания права собственности на капитальные сараи, бани и не являющиеся частями жилых домов, иных зданий и сооружений погреба и летние кухни, колодцы и другие хозяйственные постройки, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (далее – хозяйственные постройки).
В случае, если:
- в отношении хозяйственных построек до 1 января 2013 года были осуществлены государственный технический учет и (или) техническая инвентаризация;
- перечисленные объекты располагаются на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения гражданами садоводства для собственных нужд;
- земельные участки, на которых расположены хозяйственные постройки, принадлежат на праве собственности либо на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды, то
возможно оформление права собственности по упрощенной процедуре.
Установлена и запретительная норма, которая не разрешает применять упрощенную процедуру признания прав на хозяйственные постройки, в отношении которых уже есть судебное решение или решение органов местного о признании их самовольными постройками, подлежащими сносу.
Далее о процедуре признания прав на хозяйственные постройки. Закон предлагает два варианта, первый из которых предлагает внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о хозяйственных постройках как о ранее учтенных объектах недвижимости на основании технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобных документов).
Представляется, что благодаря приведенной выше норме, органы технического учета и (или) технической инвентаризации передадут имеющуюся информацию о хозяйственных постройках в ЕГРН и хозяйственным постройкам будет присвоен статус ранее учтенных объектов недвижимости.
Второй вариант указан в качестве нового предложения в части 11.1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Норма предлагает правообладателям земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта или для ведения гражданами садоводства для собственных нужд использовать традиционную декларацию для подготовки технического плана хозяйственной постройки с дальнейшей подачей его для регистрации права собственности в ЕГРН.
Ну и наконец, закон об упрощении процедуры признания права собственности на хозяйственные постройки предложил и новое прочтение в определении института права собственности. В частности, произнесено, что в случае, если расположенные на земельных участках сараи, бани, погреба, летние кухни, колодцы и другие хозяйственные постройки представляют собой некапитальные строения, сооружения, то они принадлежат на праве собственности гражданам, являющимся правообладателями земельных участков, на которых они расположены. То есть, теперь в силу закона (без осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права) признается право собственности на некапитальные объекты, являющиеся хозяйственными постройками.
Статут такого признания права собственности еще будет требовать дополнительных разъяснений. Как вариант, приведенная законодательная новация введена для будущего решения вопроса налогообложения некапитальных хозяйственных построек, принадлежащих на праве собственности правообладателям земельных участков.