Земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и расположенные за границами населенных пунктов, признаются землями сельскохозяйственного назначения. Эти земли состоят из угодий, полей и сенокосов, садов, а также дорог, мелиоративных систем, лесополос и таких зданий, как амбары, фермы и сеновалы и т.д.
Ключевой принцип, устанавливаемый в земельном праве, заключается в необходимости исключительно целевого использования земель. То есть, в случае земель сельскохозяйственного назначения, они должны использоваться только для нужд развития сельского хозяйства. В противном случае законодательство предусматривает штрафы за неиспользование или нецелевое использование земель.
Однако с 3 июля текущего года ситуация в отношении земель сельскохозяйственного назначения изменилась с принятием Федерального закона от 22.06.2024 N 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее – ФЗ №160-ФЗ).
Указанный законодательный акт закрепил право крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма и другие виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства исходя из собственных интересов. Для большей точности в той же статье устанавливается, что выбор можно сделать из следующих видов деятельности фермерского хозяйства:
- сельскохозяйственное производство и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства,
- или виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий, включая деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма.
При оказании услуг в сфере сельского туризма силами членов крестьянского фермерского хозяйства допускается временное размещение туристов только в жилых домах, входящих в состав имущества фермерского хозяйства.
То есть ФЗ №160-ФЗ разрешив фермерскому хозяйству заниматься организацией сельского туризма не предоставил ему право строительства специальных объектов туристической инфраструктуры предлагая принимать туристов в собственном доме.
Несколько иной подход закон предложил всем иным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели доля в доходе которых от реализации товаров (работ, услуг) в области сельского хозяйства составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Так вот, теперь указанные лица, наряду с сельскохозяйственным производством, могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма и другие виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий.
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование и охрана земель, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, обеспечиваемые в том числе в результате осуществления видов деятельности, не связанных с сельскохозяйственным производством, включая деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма.
Нужно отметить, что для крестьянских фермерских хозяйств закон прямо устанавливает, по-сути, запрет на строительство специальных объектов, которые будут работать на развитие туризма, ограничивая возможность размещения туристов в жилых домах.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей такой запрет не установлен, что позволяет утверждать, что появилась возможность строительства гостиниц и иных объектов для целей развития туристической деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.
Правда принятие ФЗ №160-ФЗ не изменило положения статьи 78 Земельного кодекса РФ, согласно которой земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Представляется, что без дальнейшего развития именно Земельного кодекса РФ и законодательства о видах разрешенного использования развитие сельского туризма на землях сельскохозяйственного назначения может застопориться.