Государственному кадастровому учету и регистрации в России подлежат любые объекты капитального строительства, в том числе линейные объекты, здания и сооружения.
Возникновению подавляющего количества капитальных объектов предшествует подготовка проектной документации, которая определяет архитектурные, конструктивные и инженерные особенности будущего объекта. Проектная документация входит в состав документов, которые ложатся в основу для выдачи разрешения на строительство, однако в процессе строительства, зачастую, застройщик принимает разные решения, приводящие к изменениям в объекте капитального строительства.
Понятно, что такие изменения должны быть узаконены. Но что делать с теми случаями, когда этого не происходит и итоговый объект капитального строительства отличается от начального проекта.
Вторая ситуация возникает в процессе эксплуатации объекта капитального строительства, не поставленного на государственный кадастровый учет, возведенного до принятия современного градостроительного права, у которого либо отсутствует проектная документация, либо она за давностью лет утеряна, либо здание в процессе эксплуатации претерпело изменения.
Изменения, внесенные в Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – закон о регистрации, ФЗ №218) привносят в российское право ряд уточнений, направленных на снятие напряженности с государственным кадастровым учетом и регистрацией таких объектов капитального строительства.
В частности, в пунктах 8-10 статьи 24 закона о регистрации сформулированы новые положения, согласно которым с лета 2021 года не осуществляется представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения, объекта незавершенного строительства помещения, машино-места проектной документации (ее копии). Сведения для подготовки технического плана объекта кадастровый инженер включает в объеме, содержащемся в имеющихся документах. При этом Росреестр поясняет, что с учетом внесенных изменений ФЗ №218 не предусмотрена проверка органом регистрации прав сведений, содержащихся в техническом плане, на предмет их соответствия сведениям в проектной или исполнительной документации, а также проекте перепланировки.
Не стоит забывать и нормы статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, которые с лета 2020 года дают право на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, площадь которого отличается не более чем на 5% по отношению к данным о площади такого объекта, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство. Отличие построенной площади объекта от проектной на 5 % не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии соответствия указанных в техническом плане количества этажей, помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии) проектной документации и (или) разрешению на строительство.
Таким образом, законодательство всю ответственность за соблюдение требований к подготовке технического плана возлагает на кадастрового инженера.
Отдельно стоит упомянуть и изменения, направленные на снятие напряжения в подготовке документов для кадастрового учета линейных объектов.
Во-первых, в Градостроительный кодекс РФ внесены положения, распространяющие положение о 5% и на линейные объекты: различие данных об указанной в техническом плане протяженности линейного объекта не более чем на 5% по отношению к данным о его протяженности, указанным в проектной документации и (или) разрешении на строительство, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Во-вторых, новая часть 6 статьи 71 закона о регистрации устанавливает, что при подготовке технического плана линейного объекта, введенного в эксплуатацию до 13 июля 2015 г. (дня вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»), сведения о таком объекте указываются в техническом плане на основании проектной документации и (или) исполнительной документации. В этом случае несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации и (или) исполнительной документации и в разрешении на ввод в эксплуатацию этого линейного объекта, не является препятствием для подготовки технического плана и государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приведенная норма настолько нова, что Росреестр был вынужден дать свои комментарии по ее применению в письме от 28.07.2021 N 13/1-5758-АБ/21, в котором указал, что в отношении линейных сооружений допускается применение исполнительной документации не только совместно с проектной документацией, но и в отсутствие проектной документации.
Итак, в рассматриваемых выше случаях подготовки технического плана на здания и линейные объекты Росреестр указывает, что готов принимать информацию, содержащуюся только в техническом плане объекта, без проведения экспертизы на соответствие поданного на государственный кадастровый учет технического плана объекта проектной документации и иным документам, входящим в пакет разрешительной документации.