Одним из ключевых принципов земельного права является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории. С учетом указанного принципа использование земель сельскохозяйственного назначения возможно только для нужд сельского хозяйства. Вместе с тем, с учетом значительности площадей земель сельскохозяйственного назначения, обойти их, при размещении линейных объектов, зачастую бывает невозможно. До недавнего времени единственным способом правомерного решения в таком случае была процедура перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта и иного специального назначения по правилам, установленным Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Еще в 2018 году Минсельхоз России не допускал возможности использования земель сх назначения без ее перевода даже для целей размещения сх производственного предприятия и магазина по продаже местной сх продукции. Письмо Минсельхоза России от 16.03.2018 N 15/265 "Об использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства сооружений, предназначенных для осуществления переработки и реализации сельскохозяйственной продукции" указывает, что: «Размещение зданий, сооружений для розничной реализации продукции растениеводства и животноводства на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Организация на земельном участке производственного предприятия или пункта розничной реализации продукции возможна при изменении категории земель в соответствии с ФЗ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Что уж было говорить о размещении линейных объектов. Заинтересованное лицо должно обратиться с ходатайством о переводе до выделения земельного участка и его оформления для целей промышленности или транспорта. В качестве примера можно привести выдержку из "Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022) в котором сказано: «земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, лишь после перевода данного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен целевым назначением.».
Ситуация изменилась с введением части 2 статьи 78 Земельного кодекса РФ, которая дала возможность не применять процедуру перевода земель из одной категории в другую для строительства, а теперь и реконструкции целого ряда в том числе линейных объектов. Использование земель сх назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в тч линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Следовательно, федеральное законодательство не препятствует размещению (строительству, реконструкции, эксплуатации, ремонту) на землях сх назначения или земельных участках в составе таких земель без перевода земель сх назначения в земли иных категорий линейных объектов на основании установления публичных сервитутов.
Во-вторых, в настоящее время действует ФЗ от 31.07.2020 N 254-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Закон регулирует вопросы оформления прав в том числе под магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, а также объектами магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством РФ комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Для указанных объектов сведения об отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта или земель иного специального назначения в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры вносятся в ЕГРН по заявлениям лиц на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Таким образом, в законодательстве на сегодняшний день сформулированы два исключения из общего требования о целевом использовании земель в соответствии с их категорией, которые дают возможность для размещения ряда перечисленных выше объектов на землях сельскохозяйственного назначения не применяя процедуру перевода земель из одной категории в другую.