Отказ Росреестра в государственном кадастровом учете и регистрации объекта вспомогательного использования стал предметом судебного рассмотрения. Выяснилось, что одного заявления о том, что построенный объект является объектом вспомогательного использования недостаточно.
Верховный Суд РФ в своем решении от 14.12.2021 N 302-ЭС21-14414 указал, что арендатор вправе возводить вспомогательные постройки без получения дополнительных разрешений на строительство и регистрировать право на них в упрощенном порядке.
В Красноярске возникла ситуация, когда правообладатели земельного участка возвели объект вспомогательного использования - сооружение неотапливаемого склада, к принадлежащему им основному зданию - объекту торговли. Обратившись в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации в отношении построенного сооружения, они получили решение о приостановке. Основанием для приостановления государственной услуги послужила необходимость направления запросов в департамент градостроительства администрации г. Красноярска, кадастровому инженеру с целью устранения сомнений о возможности размещения указанного сооружения на земельном участке при наличии разрешенного использования земельного участка - размещение здания склада.
Согласно заключению кадастрового инженера, техническому плану, сооружение является объектом вспомогательного использования. На земельном участке располагается основной объект недвижимости – торговый объект, по отношению к которому вышеуказанный объект выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Кассационное определение восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2023 г. N 88А-16591/2023 отмечает, что в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Тем не менее, истцам отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный объект в связи с необходимостью получения разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию нежилого здания (склада), поскольку, по мнению департамента градостроительства города, действие части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на его строительство не распространяется и требуется выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию.
В итоговом решении суда указывается, что характеристики заявленного к регистрации сооружения не свидетельствуют о его исключительно вспомогательном назначении, в связи с чем оснований для постановки объекта на кадастровый учет и регистрации права без разрешительных документов не имелось.
Нужно признать, что история развивалась до вступления в силу постановления Правительства РФ от 04.05.2023 N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования" согласно которому строение или сооружение признается вспомогательным, если оно строится в целях обеспечения эксплуатации основного объекта, имеет обслуживающее назначение по отношению к основному объекту, не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, его общая площадь составляет не более 1500 кв. метров, не требует установления санитарно-защитной зоны и размещается на земельном участке, на котором расположен основной объект при условии, что строение и сооружение вспомогательного использования технологически связано с основным объектом.