Действующее законодательство не содержит каких-либо исключений из обязанности государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости. Пожалуй, что освобождены от необходимости совершения указанных действий только так называемые временные постройки. И уж тем более до последнего времени в законодательстве отсутствовали особенности кадастрового учета и освобождения от регистрации на основании того, публичное или частное право собственности возникает на тот или иной объект недвижимости.
Указанное положение изменяется с принятием Федерального закона от 02.11.2023 N 509-ФЗ "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и Федерального закона от 02.11.2023 N 518-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" (далее – новые законы).
Сразу необходимо оговориться, что новые законы устанавливают особенности кадастрового учета и регистрации прав на здания, сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы, предприятия как имущественные комплексы (далее – объекты недвижимости) и не распространяются на земельные участки.
Согласно новому правовому регулированию в России к 1 мая 2024 года должен появится Перечень видов (типов) объектов недвижимости (за исключением земельных участков), в отношении которых не осуществляется кадастровый учет.
Данный перечень утвердит Правительство РФ. Нужно заметить, что новые законы устанавливают такую возможность прежде все для объектов недвижимости, находящихся на праве федеральной собственности, а также иных публично-правовых образований и не распространяются на объекты частной собственности. В случае прекращения соответствия объекта недвижимости видам (типам) объектов недвижимости, установленным Правительством РФ, например, при смене его назначения или передаче в частную собственность, так автоматически возникает необходимость соблюдения всех требований законодательства о кадастровом учете и регистрации недвижимости.
Помимо отказа от необходимости осуществить кадастровый учет, новые законы также устанавливают, что не подлежит государственной регистрации право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), другие вещные права ограничения этих прав, если такие сведения составляют государственную тайну.
То есть, с 1 мая следующего года появится перечень объектов недвижимости, в отношении которых не будет осуществляться кадастровый учет, а также не будет регистрироваться:
- право собственности;
- право пожизненного наследуемого владения;
- право постоянного (бессрочного) пользования;
- сервитуты;
- право хозяйственного ведения имуществом;
- право оперативного управления;
- ограничения и обременения
Логика такова, что не должны приводить к разглашению государственной тайны сведения, содержащиеся в техническом плане о назначении здания, сооружения, помещения, об их проектируемом назначении (если речь идет об объекте незавершенного строительства), о местоположении объекта на земельном участке, о виде разрешенного использования земельного участка, о наименовании и (или) о площади, протяженности, глубине, объеме, высоте, площади застройки, а также о лице, которому предоставлен объект недвижимости.
Также устанавливается, что с 1 мая следующего года по заявлению уполномоченного федерального органа государственной власти (иного публично-правового образования) орган регистрации прав будет обязан снять с кадастрового учета объекты, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и осуществить погашение записи о регистрации права, на объекты недвижимости, подпадающие под перечень, утвержденный Правительством РФ.
Ну и наконец, новые законы уточняют и момент возникновения права аренды на объекты недвижимости, сведения о которых не подлежат включению в ЕГРН. Договор аренды будет вступать в силу не с момента государственной регистрации, а с момента подписания акта приема-передачи, также, как и право хозяйственного ведения или оперативного управления объектов недвижимости, находящихся в публичной собственности.