Не секрет, что переданные в 90-х годах по паям/земельным долям в собственность бывших работников совхозов и колхозов земли сельскохозяйственного назначения в ряде случаев оказались заброшенными и на протяжении уже более двадцати лет зарастают зелеными насаждениями. Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения является отрицательным фактором развития территории, к собственникам зарастающих земельных участков могут быть предъявлены претензии со стороны надзорных органов за нарушение требований целевого использования земель.
Одновременно в лесном хозяйстве в последние годы идет законом предписанная планомерная работа по определению границ земель лесного фонда и внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В рамках проводимой работы выявляются участки земель лесного фонда, давно и прочно используемые для других целей (строительство, рекреация), что приводит к коррекции сведений об общей площади земель лесного фонда в сторону ее снижения.
На фоне проводимой работы начинает свое действие и статья 123 Лесного кодекса РФ, которая допускает, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, однако при этом указывая, что такие леса подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утверждаются постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (далее – постановление 1509), которое начинает свое действие осенью 2020 года и уже сейчас получило свой отклик в ряде судебных решений. Какой же алгоритм действий для владельцев заросших земель сельскохозяйственного назначения предлагает постановление 1509 ?
Всем правообладателям предписано в течение 2 лет с момента принятия постановления 1509 (до октября 2022) или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок направить уведомление об использовании лесов, расположенных на сельскохозяйственном земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов. Заметьте, что речь уже идет не об использовании земли для сельского хозяйства, а именно об уведомлении со стороны правообладателя о том, что его земля заросла лесной растительностью. С одной стороны, такое предписание закономерно, так как речь идет о заросших землях сельскохозяйственного назначения, а, с другой стороны, пока никто не отменял законодательные процедуры перевода земель из одной категории в другую.
В качестве стимула для подачи подобного уведомления для правообладателей специально оговаривается, что в случае направления такого уведомления наличие на площади 50 % и более от земельного участка зарастание древесно-кустарниковой растительностью не будет являться признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ.
То есть, подайте уведомление, что принадлежащая вам земля заросла, а мы не будем за это штрафовать. Правообладателю предлагается при этом выбрать и указать в уведомлении вариант дальнейшего использования своего земельного участка из довольно большого перечня, который конечно содержит и вариант «ведение сельского хозяйства». В этом случае от правообладателя ждут активного освоения земли именно в части сельскохозяйственного использования, то есть вырубки зарослей и дальнейшей распашки. Правообладатель, при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культур технической мелиорации, также должен уведомить о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.
Правообладателю, не заинтересованному в ведении сельского хозяйства, предлагается довольно широкий выбор из следующих вариантов:
- заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, сбор недревесных лесных ресурсов;
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
- осуществление рекреационной деятельности;
- создание лесных плантаций и их эксплуатация;
- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
- переработка древесины и иных лесных ресурсов;
- осуществление религиозной деятельности.
Как можно заметить, варианты, предлагаемые правообладателю заросшего сельскохозяйственного участка, выходят за рамки не только сельского, но и лесного хозяйства.
Однако, постановление 1509 исходит из понимания того, что в случае, если правообладатель земельного участка довел его состояние до зарастания, то скорее всего серьезных планов его дальнейшего использования у него нет. И в этом случае постановление предписывает органам исполнительной власти субъектов РФ представлять сведения о лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов РФ, в органы осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра, а также вводит довольно обширное регулирование вопросов использования леса, что заставляет задуматься о том, что в таком случае остается один шаг до включения заросших земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Пресс-служба АСЭРГРУПП
10.09.2024