Летом 2020 года в земельном и градостроительном праве России произошли существенные изменения, связанные с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее – ФЗ № 254), который ввел особый порядок применения указанных отраслей права в случае строительства значимых для развития инфраструктуры объектов.
В своей первоначальной редакции ФЗ №254 допускал применение особого порядка подготовки документации для строительства и оформления прав на земельный участок для строго очерченного круга объектов, к которым относились автомобильные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские и речные порты, а также аэродромы и транспортно-пересадочные узлы.
Объяснения принятию особого порядка для строительства перечисленных объектов были вполне логичными и колебались в диапазоне от необходимости скорейшего развития транспортной сети до рассуждений об излишней запутанности требований градостроительного и земельного права, приводящей к длительной и финансово затратной работе по подготовке к строительству.
Не вдаваясь в детали ФЗ №254 лишь отметим, что он позволяет проводить начальные работы по строительству до оформления прав на земельный участок, облегчает процедуру приобретения этих прав, снимает напряжённость в получении разрешительных документов для строительства, не требует выполнения процедуры перевода из одной категории в другую, и, наконец, допускает эксплуатацию построенного объекта до получения официального разрешения о вводе в эксплуатацию.
Таким законом не могли не заинтересоваться различные крупные структуры, занимающиеся строительством не менее важных, чем объекты транспортной инфраструктуры объектов.
В результате 1 мая 2022 года появился Федеральный закон №124-ФЗ, который существенно расширил возможности применения особого порядка подготовки к строительству, установленного ФЗ №254.
Ну, во-первых, в особом порядке теперь разрешили строить магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры.
Во-вторых, объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Ну и, учитывая современное положение, добавили и промышленные объекты, необходимые для импортозамещения и производства продукции, не имеющей российских аналогов.
И если с газо- и нефтепроводами все понятно, представляющие интересы указанных отраслей не могли не зайти в этот особый порядок ФЗ №254, то вот с объектами социальной инфраструктуры все гораздо интереснее. Именно поэтому прямо в текст закона введена аргументация проявления возможности строительства социальных объектов в особом порядке. Аргументация сводится к словам о необходимости «сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования».
Про дефицит спорить не будем. Обратим лишь внимание на то, что теперь любые социальные объекты:
- объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;
- объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта;
- объекты кредитно–финансового, жилищно–коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;
- иные социально значимые объекты
можно строить в обход общих требований земельного и градостроительного права.
Единственным условием для отказа в применении положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ для строительства объектов социальной инфраструктуры является обязательное привлечение к строительству средств федерального, регионального или местного бюджета.
За скобками остается единственный вопрос, а для строительства каких объектов теперь требуется непреложное соблюдение всех положений законодательства о приобретении прав на земельный участок для целей строительства, подготовки документации по планировке территории, перевода земель из одной категории в другую, получения разрешения на строительства до начала строительства и т.д.?
Вопрос не риторический, так как теперь в России объекты транспортной и промышленной инфраструктуры, газо- и нефтепроводы, а также объекты социальной инфраструктуры строятся в особом порядке, установленном ФЗ №254. Получается, что все положения Земельного и Градостроительного кодексов РФ теперь обязаны соблюдать практически лишь лица, заинтересованные в жилищном строительстве.