Следует признать, что законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество, с самого момента его возникновения, содержало статью, хоть как-то признающую возможность обнаружения технической ошибки и ее исправления.
В Федеральном законе от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ-218) статья 61 выделена в самостоятельную главу и громко заявляет не только о возможности совершения ошибок при ведении Единого государственного реестра (далее – ЕГРН), но еще и разделяет их на технические и реестровые ошибки, а также устанавливает порядок их исправления.
Внесение в апреле этого года глобальных изменений в ФЗ-218 затронуло и вопросы исправления ошибок. Что любопытно, Росреестр решил внести уточнение, что исправление технических ошибок (описок, опечаток) регулируется теперь в случае допущения ошибки только при внесении сведений в ЕГРН. Как будто при исполнении иных полномочий органы регистрации прав защищены от ошибок? Или их исправление уже будет регулироваться другими законами или действиями иных органов, в том числе и правоохранительных? Простим это сужение ответственности органа регистрации прав. Есть ведь и более интересные уточнения порядка исправления ошибок.
Так, часть 1 статьи 61 ФЗ-218 неожиданно дополнена абзацем, перечисляющем, по-сути, основания для отказа в исправлении технической ошибки. И какие же основания для отказа исправить описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку появились у государственного регистратора? Оказывается, к отказу в исправлении ошибки приводит «отсутствие оснований для исправления» и «невозможность исправления ошибки на основании заявления заинтересованного лица». А какие могут быть специальные «основания» для исправления опечатки или описки? Всегда думалось, что само наличие опечатки требует ее исправления в безусловном порядке. А такие формулировки закона дают широкую свободу государственному регистратору отказывать в исправлении ошибок и опечаток в ЕГРН. Теперь доказывать, что в ЕГРН содержится описка или опечатка нужно будет доказывать в суде.
Видимо в связи с появлением оснований для отказа в исправлении технической ошибки статья 61 была дополнена новой частью 2.1, которая устанавливает, что заявление об исправлении опечатки или иной технической ошибки может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. А и правда, зачем усиленная подпись на заявлении об исправлении ошибки, если все равно скорее всего будет отказ в ее исправлении на основании «отсутствия оснований».
С исправлением реестровых ошибок в ФЗ-218 также произошли изменения. В части 3 части 61 появилось уточнение, что исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
- осуществления кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об учете и регистрации соответствующего объекта недвижимости;
- внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
- внесения в ЕГРН сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее.
То есть, чтобы исправить ошибку, содержащуюся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшую вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, нужно или ждать необходимости учета изменений объекта недвижимости или решать вопрос в порядке межведомственного взаимодействия. На последнем месте предусмотрен и уведомительный порядок исправления реестровой ошибки.
Ну и наконец в отдельную часть статьи 61 ФЗ-218 вынесена известная проблема, связанная с отличиями в системах местных координат и координат для ведения ЕГРН. В случае выявления ошибки орган регистрации прав вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий и т.д.) и внести изменения в сведения ЕГРН в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади.
Правда значение пересчитанной площади земельного участка может отличаться от первоначального значения не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН.
Как можно заметить, изменения законодательства о порядке исправления ошибок в ЕГРН создают для государственных регистраторов гораздо больший спектр возможностей как отказать в их исправлении, так и самостоятельно изменить основные характеристики объекта, включая его площадь без подготовки технического или межевого плана и уведомления правообладателя объекта об изменениях, внесенных органом регистрации прав самостоятельно.