Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 (далее – Постановление № 300) обновлено Положение о государственном экологическом мониторинге.
Определено, что государственный экологический мониторинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды.
Общая координация работ по организации и функционированию единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) осуществляется Минприроды России.
Сферы функционирования наблюдательных сетей в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга распределены между органами государственной власти. Установлено, что этими же госорганами информация, собранная при осуществлении мониторинга, размещается в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды.
Попутно Постановлением № 300 «приведены в соответствие» отдельные НПА, ранее регулировавшие мониторинг в отдельных областях, которые теперь входят в понятие «государственного экологического мониторинга». В основном, изменения в данных НПА сводятся к введению норм по размещению информации в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды.
Внимание природопользователей важно обратить на изменения, внесенные в Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 (далее – Постановление № 219). В Постановлении № 219 теперь предусмотрено, что водопользователи сведения, полученные в результате учета и наблюдений за водным объектом, предоставляют в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды, а не в территориальные органы Росводресурсов, как это реализовано сейчас. Положением о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды предоставление данной информации водопользователями напрямую в систему так же предусмотрено.
Пожалуй, водопользование - это одна из немногих сфер предоставления экологической отчетности, в которой вся отчетность до сих пор готовится и предоставляется на бумажном носителе. Даже форму статистической отчетности 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», как, впрочем, и форму 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах», несмотря на законодательно установленную (уже 2 года как!) обязанность респондента всю статистику подавать электронно, госорганы пока принимают исключительно на бумажном носителе.
Какие же данные учета и наблюдений необходимо будет предоставлять в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды?
Речь о ежеквартальных формах отчетности, установленных приказом Минприроды РФ от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества":
- Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (форма 3.1);
- Сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод (форма 3.2);
- Сведения, полученные в результате учета качества сточных, в том числе дренажных, вод (форма 3.3).
А также о годовых формах подачи сведений о наблюдении за водным объектом, установленных приказом МПР РФ от 06.02.2008 N 30 "Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями":
- Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) (форма 6.1);
- Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов (форма 6.2);
- Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов (форма 6.3).
Данное изменение начнет действовать с 1 марта 2025 года. Водопользователям остается ждать налаживания работы этой системы и надеяться, что процесс подачи в нее данных не усложнит, а облегчит им жизнь.
Отдельные НПА признаны утратившими силу, в том числе признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)".