Методические рекомендации (далее – МР) содержат подробное описание процесса разработки проекта СЗЗ со ссылками на источники, устанавливающие конкретные нормы.
В частности, МР содержат ссылки на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее – СанПиН по СЗЗ) (в части понятия объект воздействия на среду обитания человека, в части использования санитарной классификации объектов), несмотря на то, что скоро планируется окончание его действия (на сегодняшний день действие СанПиНа по СЗЗ предусмотрено до 01.09.2025). При этом МР вводятся в действие с 23.06.2025. Также в МР упоминается Положение об установлении СЗЗ, которое пока не утверждено (а на портале опубликования проектов НПА висит версия Положения о СЗЗ еще 2018 года: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=87835#).
В МР зафиксировано определение контура объекта, которое до этого фигурировало лишь в проектах документов Роспотребнадзора. Определение получилось довольно обширное. СЗЗ может быть установлена от границы земельного участка или выделенной части земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН и на которой располагается объект капитального строительства, требующий организации СЗЗ, от границы объектов недвижимости или участков недр, от границ полосы отвода для автомобильных дорог, железных дорог.
Объем работ в части проекта СЗЗ рекомендациями предлагается в зависимости от уровня воздействия объекта и предусматривается следующий:
В случае отсутствия за контурами объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) 1 ПДУ без учета фоновых уровней, делается вывод о том, что объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. В этом случае разрабатывается проект, содержащий обоснование отсутствия законных оснований и необходимости установления СЗЗ в отношении данного объекта.
В случае, если объект по результатам проведения расчетов без учета фоновых уровней воздействия является источником воздействий на среду обитания человека, и с учетом фоновых уровней за контуром объекта не формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, разрабатывается проект, содержащий обоснование отсутствия законных оснований и необходимости установления СЗЗ либо проект минимально достаточной СЗЗ при наличии проектов развития производства.
В случае если объект по результату проведения расчетов без учета фоновых уровней воздействия является источником воздействий на среду обитания человека, а за контуром объекта с учетом фоновых уровней формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, то разрабатывается проект СЗЗ.
При проектировании СЗЗ рекомендуется реализовать следующие этапы работ:
1) сбор исходных данных;
2) определение класса опасности и ориентировочных размеров СЗЗ объекта в соответствии с санитарной классификацией;
3) анализ использования территории в пределах ориентировочного размера СЗЗ, принятого по санитарной классификации, оценка градостроительной ситуации;
4) обоснование отнесения объекта к источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека и необходимости установления (изменения) СЗЗ на основании результатов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, расчетов физического воздействия на атмосферный воздух;
5) обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом результатов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, расчетов физического воздействия на атмосферный воздух;
6) обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом результатов оценки риска здоровью населения (в случаях, предусмотренных требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – здесь ссылка, в том числе на п. 2.1 СанПиН по СЗЗ, устанавливающий такую необходимость только для объектов 1 и 2 классов опасности);
7) обоснование отсутствия необходимости организации СЗЗ с учетом результатов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, расчетов физического воздействия на атмосферный воздух (при наличии оснований);
8) подготовка сведений о размерах и границах СЗЗ, предлагаемой к установлению (изменению), включая наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ СЗЗ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН;
9) формирование программы наблюдений (натурных исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического (шум, ЭМИ) и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух);
10) определение перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах предлагаемой к установлению (изменению) СЗЗ;
11) обоснование возможности использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, в случаях, предусмотренных требованиями законодательства (при необходимости);
12) разработка мероприятий по защите населения (при необходимости);
13) формирование проекта СЗЗ в форме набора документов, сведений, данных, указанных в приложении N 1 к МР.
Рекомендуемый состав проекта СЗЗ приведен в Приложении 1 к МР.
Проект СЗЗ представляется на санитарно-эпидемиологическую экспертизу на бумажном и/или электронном носителе, в PDF-формате, подписанном ЭЦП уполномоченного органа (также в текстовом редакторе MS Word, в формате *.doc/*.docx).
Рекомендациями установлены нюансы проведения расчетов рассеивания выбросов и расчетов шума. В части расчетов рассеивания выбросов по умолчанию проектировщики пользовались документом природоохранного законодательства – Методами расчета рассеивания, утвержденными приказом Минприроды РФ от 06.06.2017 N 273 (далее – Методы № 273), содержащими специальный пункт (п. 12.13) посвященный СЗЗ.
Так, например, рекомендовано выполнять расчеты в границах расчетного прямоугольника, размеры которого составляют 40H x 40H, где H - высота самого высокого источника выброса загрязняющих веществ.
Стоит обратить внимание на то, что рекомендациями предусмотрено проведение расчетов, в результате проведения которых получаются максимальные разовые (в долях ПДКмр или ОБУВ) и среднесуточные концентрации (в долях ПДКсс). Хотя Методы № 273, устанавливают необходимость расчета по среднегодовым концентрациям и сравнения полученных результатов с соответствующими ПДК.
Однако, как известно, органы санитарного надзора любят постоянство, а новации в законодательстве трактуют по-своему.
Наравне с повсеместной рекомендацией сравнивать результаты расчета с ПДКсс, в рекомендуемом составе проекта СЗЗ, предлагаемом МР, в одном месте всё же упоминается, что описание и анализ результатов расчетов рассеивания формируется в виде таблиц с указанием максимальных, среднесуточных и осредненных долгопериодных приземных концентраций загрязняющих веществ.
Также МР отражают практику Роспотребнадзора по установлению СЗЗ не по изолинии, соответствующей уровню в 1 ПДК, а по границе ориентировочной СЗЗ:
«СЗЗ с соответствующими ориентировочными размерами наносят на картографические материалы территории размещения объекта…»
«…[выполняется] оценка с целью:
- определения возможности и необходимости установления (изменения) СЗЗ в размерах, отличных от размеров, указанных в санитарной классификации.»
Стоит не забывать, что установление СЗЗ в соответствии с ее ориентировочными границами, если в этом нет необходимости, чревато последствиями в виде требований о возмещении убытков, возникающих в связи с накладываемыми режимом СЗЗ ограничениями, от собственников участков, попадающих в установленную таким образом СЗЗ. Такая практика уже полным ходом формируется.
Среди полезного в МР:
1. Раздел «Формирование программы исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух», где подробно рассказано, как делать программу измерений: как определять места размещения контрольных точек и перечень веществ для контроля, установлен объем и периодичность исследований.
Раздел – своего рода сборная солянка из положений СанПиН по СЗЗ и проекта Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта), разработанного Роспотребнадзором в 2018 году, который так и не увидел свет.
Также указано, что и как мерить, если проектом СЗЗ обосновывается отсутствие необходимости установления СЗЗ.
Пример программы исследований (измерений) уровня химического загрязнения и физического (шум, ЭМИ) воздействия на атмосферный воздух для подтверждения достаточности размеров СЗЗ объекта представлен в приложении 4 к МР.
2. Раздел «Обоснование возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ» [для размещения объектов пищевой и фармацевтической отраслей промышленности в СЗЗ]
В качестве доказательств такого размещения возможно использовать результаты:
- гигиенической оценки расчетных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по данным расчетов рассеивания на границе размещения указанного вида объектов/территорий;
- гигиенической оценки измеренных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе размещения указанного вида объектов/территорий;
- гигиенической оценки качества почв сельскохозяйственных угодий;
- гигиенической оценки качества продовольственного сырья, питьевой воды, сельскохозяйственной и пищевой продукции, лекарственных средств;
- оценки риска здоровью населения.
Примеры обоснования возможности использования земельных участков в пределах СЗЗ для указанных целей приведены в приложении 3 к МР.
3. Раздел «Разработка санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по защите населения».
Раздел формируется при необходимости в случае наличия превышения ПДК и (или) ПДУ, и (или) допустимых (приемлемых) уровней риска на границе СЗЗ, предлагаемой к установлению.
4. Также отдельными разделами описаны особенности проектирования СЗЗ групп промышленных объектов, особенности проектирования СЗЗ кладбищ и скотомогильников.