Принят подзаконный акт в развитие Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ, регулирующего обращение с побочными продуктами производства (см. материал «Вторичные ресурсы или побочные продукты?» от 04.08.2022 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/vtorichnye-resursy-ili-pobochnye-produkty/ ).
К побочным продуктам могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На побочную продукцию, не являющуюся отходом, требования об обращении с отходами распространяться не будут, побочная продукция учитывается отдельно от отходов.
Юридические лица осуществляют самостоятельное отнесение таких веществ и предметов к отходам либо побочным продуктам производства. При этом Правительством РФ устанавливается перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
Настоящим Распоряжением как раз установлен такой перечень.
Перечень состоит из 11 пунктов. 8 из них – конкретные виды отходов от конкретных процессов. Еще 3 – без указания конкретного класса опасности: 2 относимы к деятельности по обращению с пестицидами:
- Вещества и (или) предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и содержащие стойкие органические загрязнители, в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.
- Воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов.
И третий – включающий обширный перечень веществ, которые могут содержаться в отходах:
- вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции.
Этот пункт существенно ограничивает виды продукции, которые не будут безоговорочно считаться отходом. Это в большей степени касается промышленных отходов, в частности отходы, содержащие определенные металлы, другие опасные соединения.
Речь идет именно об опасных соединениях – перечень опасных свойств установлен приложением III к Базельской конвенции: взрывчатые вещества, огнеопасные вещества, вещества, способные самовозгораться, выделять огнеопасные или токсичные газы при взаимодействии с воздухом или водой, окисляющиеся вещества, токсичные вещества, вещества, обладающие коррозионными свойствами, инфицирующие вещества и пр.
Такие же ограничения касаются медицинских отходов, различных отходов фармацевтической деятельности.
Так что закрытый, на первый взгляд, перечень из 11 пунктов, при более тщательном рассмотрении получается вполне себе всеобъемлющим.
Нововведения в части обращения с побочной продукцией производства, в том числе вышеуказанный перечень, вступают в силу с 1 марта 2023 г.