С 1 марта 2023 года вступили в силу нововведения в законодательстве в части обращения с побочными продуктами производства (см. материал «Вторичные ресурсы или побочные продукты?» от 04.08.2022 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/vtorichnye-resursy-ili-pobochnye-produkty/?ysclid=liexvhdr6k558883175 ).
Хозяйствующий субъект самостоятельно может отнести к побочным продуктам вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, выполнения работ или оказания услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включены в перечень веществ и продуктов, которые не могут быть признаны побочной продукцией (см. материал «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 4249-р» от 01.02.2023 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/rasporyazhenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-27-12-2022-4249-r/?ysclid=liexzmdbr670275743).
На побочную продукцию требования об обращении с отходами не распространяются. Побочная продукция учитывается отдельно от отходов в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, хозяйствующий субъект в соответствии с п. 4 ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отражает информацию о побочных продуктах производства в программе производственного экологического контроля (далее – ПЭК) и отчете о ПЭК, так как в последующем побочная продукция может быть признана отходом, а за размещение отходов необходимо уплачивать плату, фактическая масса размещаемых отходов отражается в отчете о ПЭК и является основанием для определения платежной базы.
Поскольку обязанность разработки программы ПЭК определена только в отношении владельцев объектов НВОС I, II и III категорий, то логично, что обязанность отражать сведения о побочных продуктах в программе ПЭК и отчете о ПЭК возникает только у них. Владельцы объектов IV категории объектов отражают сведения о побочной продукции в материалах бухгалтерского учета (плату за НВОС владельцы исключительно объектов IV категории не вносят, а иные владельцы объектов IV категории по умолчанию на практике вносят плату по факту без учета повышающих коэффициентов).
Комментируемым приказом утверждены изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. N 109, регулирующие, каким образом в программе ПЭК отражаются сведения о побочных продуктах производства.
Установлено, что программа ПЭК должна содержать отдельный раздел "Сведения о побочных продуктах производства", который должен включать:
- перечень видов побочных продуктов производства, содержащий наименование побочных продуктов производства [полагаем, наименование может быть придумано хозяйствующим субъектов самостоятельно, но оно не должно содержать слова «отход», «вторичное сырье»; наименование должно указываться одинаково в программе ПЭК, ТУ, бухгалтерских и иных документах на данный вид продукции];
- показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;
- периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства [представляется, что если побочный продукт образуется реже 1 раза в квартал, то необходимо указывать конкретные даты его образования];
- планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;
- планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);
- сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
- сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
Также в программе ПЭК должен присутствовать отдельный подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства». Данный подраздел должен содержать порядок учета побочных продуктов производства.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Полагаем, что можно не дожидаться начала вступления в силу изменений, вносимых приказом, и если в отношении каких-либо веществ и (или) предметов уже принято решение об отнесении их к побочным продуктам, то внести в программу ПЭК соответствующие правки.
Ожидаем, что приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261, утверждающий форму отчета о ПЭК, в ближайшее время поправят в соответствующем ключе.