В целях вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство принят отдельный закон, регулирующий обращение с отходами животноводства, подлежащими использованию в сельском хозяйстве для обеспечения воспроизводства плодородия земель.
Закон регулирует обращение с побочными продуктами животноводства, в качестве которых признаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Если использования в сельскохозяйственном производстве не производится, то такие побочные продукты животноводства признаются отходом и обращение с ними осуществляется как с отходами, в том числе требуется соответствующее отражение их в данных учета отходов и соблюдения прочих требований в части обращения с отходами.
Решение об отнесении образуемых веществ к побочным продуктам животноводства или к отходам принимается хозяйствующим субъектом, их образовавшем. Если образователь решит, что у него получились побочные продукты животноводства, то он должен сообщить об этом в Россельхознадзор. В этом случае хозяйствующим субъектом сообщается:
- об объемах побочных продуктов животноводства;
- о дате образования побочных продуктов животноводства;
- о планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах такого самостоятельного использования или использования при передаче третьим лицам.
Предполагается, что органами государственной власти будет установлен порядок, сроки и форма направления уведомлений об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства.
Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов.
Отдельные требования к обращению с побочной продукцией содержит статья 7 принятого Закона. Так, хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках. Специализированные площадки при этом не являются объектами размещения отходов (ОРО) и не подлежат включению в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
При принятии решения об образовании побочных продуктов животноводства хозяйствующий субъект также обязан соблюдать требования по обращению с ними, которые будут разработаны Правительством РФ. Это требования к процессам хранения, обработки, переработки, транспортировки, реализации и использования побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве, в том числе требования к качественным характеристикам продукции. Пока они существуют только на уровне проекта (проект подготовлен Минсельхозом России, ID проекта 02/07/07-22/00129514).
При выявлении Россельхознадзором нарушения таких требований в ходе проверочных мероприятий побочная продукция признается отходом. Надзорные мероприятия при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов проводятся в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Надзорные мероприятия при использовании побочных продуктов животноводства осуществляются в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения.
При признании побочной продукции отходом хозяйствующий субъект вносит плату за НВОС за размещение отходов (коэффициент к ставкам платы за НВОС в этом случае равен 1, т.е. фактически плата рассчитывается без повышающего коэффициента).
Нововведения вступают в силу с 1 марта 2023 года.