Разъяснен пункт 4 указаний по заполнению формы N 2-ТП (воздух), утвержденной Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661.
Дословно данный пункт выглядит так:
«Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых:
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.»
Из формулировки непонятно, в каком числе использовано приведенное сокращение ОНВ (объект негативного воздействия) – в единственном или во множественном.
Из пункта приводящего расшифровку сокращения:
«3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заполняет форму и предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВ), имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.»
Можно предположить, что в сокращении ОНВ слово «объекты» используется в множественном числе, под ОНВ понимаются все объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ. Стоит отметить неоднозначность формулировки в данном пункте, включая, в том числе, и отсутствие согласования между отдельными словами в тексте.
Однако Росприроднадзор считает даже, что речь идет обо всех объектах НВОС юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе находящихся в разных субъектах РФ.
Таким образом, госорган делает важный вывод, что если суммарный выброс загрязняющих веществ по всем объектам НВОС юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе находящимся в разных субъектах РФ, превышает 10 тонн (или 5 тонн при наличии в выбросах веществ 1 и (или) 2 класса опасности), то по каждому объекту НВОС юридического лица, индивидуального предпринимателя необходимо представлять форму 2-ТП (воздух).
Конечно, чтобы не вступать в спор с госорганом, проще в спорной ситуации (когда все же при сложении масс выбросов по всем объектам, имеющимся у юридического лица, индивидуального предпринимателя, превышаются установленные критерии) подать формы 2-ТП (воздух).
Однако данная позиция может существенно усложнить жизнь лицам, имеющим множество мелких ОНВ с незначительными выбросами (если воспринимать объекты по отдельности), и ранее трактовавшим этот пункт по-другому, особенно если учесть, что сделать это нужно в и без того напряженный период предоставления отчетности.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с указанием маленьких масс веществ в связи с требованиями к округлению, вплоть до подачи «нулевой» отчетности, что придется комментировать пояснительной запиской, так как в соответствии с указаниями к заполнению формы «в случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется».
Также это усложнит жизнь и самому Росприроднадзору, который будет тратить время и ресурсы на обработку, по сути, «неинформативной» статистической отчетности – содержащей мизерные выбросы.
Полагаем, что здесь есть пространство для спора – такая трактовка, как минимум, противоречит здравому смыслу. Напомним, что цель природоохранной деятельности – минимизация воздействия на окружающую среду, а для окружающей среды значение имеет воздействие объекта, а не юридического лица. При этом цель установленного порога подачи указанной выше формы – отсечение низких выбросов.
Росприроднадзор же в итоге, выразив свое мнение в этом письме, на всякий случай не забыл приписать:
Дополнительно сообщаем, что письма Росприроднадзора не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.