Новые требования к проведению и материалам оценки воздействия на окружающую среду

08.11.2021
С 1 сентября 2021 года вступили в силу новые Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые отчасти заменили Положение об ОВОС, утв. приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372, которое было отменено с 1 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины».

Роль ОВОС в системе природоохранного регулирования. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС) является одним из важнейших природоохранных механизмов, позволяющих установить соответствие намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности экологическим требованиям с учетом природных особенностей территорий, выявить возможные альтернативы ее реализации, обеспечить учет общественного мнения еще на предпроектной стадии. ОВОС является важнейшей предварительной ступенью перед проведением государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) (либо общественной экологической экспертизы), а также экспертизы проектной документацией и результатов инженерных изысканий.

История ОВОС насчитывает чуть менее сорока лет и первоначально необходимость ее проведения носила исключительно рекомендательный характер. Порядок проведения ОВОС регулируется на подзаконном уровне (не считая норм статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», носящих скорее рамочный характер), в частности, достаточно длительное время действовало Положение об ОВОС, утв. приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372, которое фактически было отменено с 1 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» (см. постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1496). С 1 января 2021 года наступил период, когда возник «правовой вакуум», заключающийся в том, что правовые требования к процедуре ОВОС и ее материалам фактически отсутствуют.

Требования к содержанию материалов ОВОС. С 1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду». Приказом предусматриваются следующие требования к материалам ОВОС:

  1.  материалы ОВОС включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении ОВОС планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
  2. материалы ОВОС разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности;
  3.  в материалах ОВОС обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения;
  4.  материалы ОВОС являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам ГЭЭ.


Новые требования к процедуре формирования материалов ОВОС. Приказ установил процедуру формирования материалов ОВОС заказчиком (исполнителем), которая включает в себя:

  1.  предварительную оценку, в ходе которой собирается и документируется основная информация о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и о возможных воздействиях на окружающую среду;
  2.  составление проекта Технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС (в случае принятия заказчиком решения о его подготовке), подготовка и представление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (МСУ) уведомления о проведении общественных обсуждений проекта ТЗ;
  3.  проведение общественных обсуждений проекта ТЗ, анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности, и утверждение ТЗ;
  4.  проведение исследований по ОВОС, включая описание альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая планируемые варианты размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), определение мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих НВОС, оценка их эффективности и возможности реализации и др.;
  5.  формирование предварительных материалов по ОВОС (по результатам исследований и в соответствии с ТЗ (в случае его подготовки));
  6.  подготовка и направление в органы государственной власти и (или) органы МСУ уведомления о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС (или объекта ГЭЭ, включая предварительные материалы ОВОС);
  7.  проведение общественных обсуждений материалов ОВОС (или объекта ГЭЭ, включая предварительные материалы ОВОС);
  8.  анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности в ходе проведения общественных обсуждений;
  9.  формирование на основании предварительных материалов ОВОС окончательных материалов ОВОС (или объекта ГЭЭ, включая окончательные материалы ОВОС) с учетом результатов анализа и учета замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности;
  10.  утверждение окончательных материалов ОВОС заказчиком.


Окончательные материалы ОВОС используются при подготовке обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляются на ГЭЭ, а также на общественную экологическую экспертизу (в случае ее проведения).

Процедура ОВОС. С момента отмены Положения об ОВОС, утв. приказом Госкомэкологии России от 18 сентября 2020 г. № 1496 и до сих пор юридически отсутствуют требования к порядку проведения самой ОВОС, включая порядок и формы проведения общественных обсуждений материалов ОВОС. Предпринимались неоднократные попытки заполнить данный правовой пробел, в частности, в 2019-2021 годах был подготовлен и проходил процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) ряд проектов нормативных правовых актов, в частности, в форме приказа Минприроды России и в форме постановления Правительства РФ, которые получили отрицательные заключения ОРВ.

В частности, последним указанную процедуру проходил проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе организации и проведения обсуждений с гражданами и юридическими лицами» (разработчик – Минприроды России), который содержал ряд новых по сравнению с предыдущим Положением об ОВОС 2000 г. положений, в частности, содержал разновидности общественных обсуждений материалов ОВОС и их детализированную процедуру.

Таким образом, в настоящее время существует правовой пробел относительно процедуры проведения самой ОВОС, включая организацию и проведение различных видов общественных обсуждений материалов ОВОС, что на сегодняшний день создает определенные трудности при организации ОВОС. Вступивший в силу с 1 сентября 2021 г. приказ Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», к сожалению, не содержит в настоящее время исчерпывающего перечня условий и процедуры проведения ОВОС, ввиду чего в обозримом будущем следует ожидать принятия соответствующего нормативного правового акта.

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по видам государственного контроля (надзора)
Вступление в силу ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» привело к расширению инструментария контрольно-надзорной деятельности, путем включения туда профилактики нарушений обязательных требований. Для реализации профилактических мероприятий в сфере охраны окружающей среды был принят приказ Росприроднадзора от 20 декабря 2021 г. № 917 «Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по видам государственного контроля (надзора)».
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
20.01.2022
Новые принципы организации региональной власти в сфере охраны окружающей среды
Вступил в законную силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который установил новые особенности организации системы регионального государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
31.12.2021
Утверждена Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России, утвердивший форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму самого разрешения. Указанные формы будут использоваться предприятиями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.12.2021
Новые требования обращения с однородными отходами
Полноценная реализация раздельного накопления отходов порой затруднена ввиду отсутствия специальных требований к деятельности по обращению с отдельными группами однородных отходов, которые представляют наибольшую опасность для окружающей среды в случае неправильной организации указанной деятельности. В этих целях были утверждены требования по обращению с группами однородных отходов, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, которые распространяются на широкий круг субъектов деятельности по обращению с отходами.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
27.12.2021
Ужесточение юридической ответственности за правонарушения, связанные с нефтеразливами
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за нарушение требований по предотвращению и ликвидации нефти и нефтеразливов, а также за невыполнение предписаний органов государственного экологического надзора и их должностных лиц
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.12.2021
Новые требования обращения с экологической информацией
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были урегулированы отношения в области обращения с экологической информацией, что позволило обеспечить полноценную реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
20.12.2021
Технический план на одном из этапов строительства
Акты, регулирующие порядок подготовки технического плана. Требования и возможности подготовки технического плана части объекта капитального строительства, ввод части объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
17.12.2021
Снос спорных зданий в охранной зоне газораспределительной станции
Об определении Конституционного Суда РФ, рассмотревшего вопрос сноса здания в охранной зоне газопровода и о возмещении указанный действий правообладателю земельного участка
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
15.12.2021
Порядок подключения зданий к системам водоснабжения и водоотведения
Единые требования к срокам и условиям выдачи технических условий подключения централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, взиманию платы и иным условиям взаимодействия.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
13.12.2021
Изменения в системе государственного экологического надзора
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторная гильотина», произошел ряд изменений в системе государственного надзора во всех сферах государственного регулирования и, в частности, в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
02.12.2021
Правовой механизм «зеленого» финансирования проектов и инициатив в сфере устойчивого развития
В 2021 году была создана правовая основа для развития инструментов «зеленого» финансирования, закреплен его правовой механизм и основной инструментарий, что позволит существенным образом повысить эффективность реализации имеющихся и новых природоохранных проектов и инициатив в области устойчивого развития.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
30.11.2021
«Регуляторная гильотина» и реформирование системы обязательных экологических требований
1 ноября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины». Реформа обязательных требований коренным образом изменила правила осуществления государственного надзора в отдельных сферах, включая охрану окружающей среды и природопользование.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.11.2021
Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
28.11.2021
Новые требования к аренде части земельного участка или здания
Новые требования к регистрации договора аренды земельного участка или здания. Возможность регистрации права аренды части объекта без подготовки межевого или технического плана на эту часть
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
24.11.2021
Правовой механизм государственного учета выбросов парниковых газов
Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» вводит правила государственного учета парниковых газов, основанного на ведении их реестра.
={this.Name}
Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
23.11.2021
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...