Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386
установлен новый Порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений (далее – Порядок).
Новый Порядок вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует 6 лет. С этой же даты утратит силу аналогичный порядок, действующий в настоящее время, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143 (далее – Постановление № 143).
Новым порядком, в частности, предусмотрено следующее.
Разрешение выдается территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 63 рабочих дня со дня регистрации заявки на получение разрешения.
В отношении всех процедур, выполняемых в рамках Порядка (подача и рассмотрение заявки на получение КЭР, заявок на переоформление, пересмотр КЭР и внесения в КЭР изменений), обмен документами и информацией осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 757 "О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности" (далее – информационная система). При этом заявка подается с использованием электронной подписи уполномоченного лица заявителя.
В соответствии с п. 9.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" заявка на получение КЭР подлежит направлению Росприроднадзором в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект НВОС, для рассмотрения на предмет соответствия установленным требованиям, а именно:
- в Минпромторг России - в части соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых на объекте, наилучшим доступным технологиям.
- в Росрыболовство или его территориальный орган - в части соответствия нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности, а также их расчетов при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
- в Органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположен объект, - в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий.
Рассмотрение заявки иными органами: Минприроды России, Росводресурсами и Роспотребнадзором, указанными в ранее действовавшем Порядке Постановления 143, исключено. При этом согласование Роспотребнадзором нормативов сбросов осталось в требованиях санитарного законодательства (п. 97 СанПиН 2.1.3684-21, п. 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ), что, по опыту аналогичных ситуаций в прошлом, позволит Роспотребнадзору всё равно требовать согласования, только теперь уже независимо от КЭР. По крайней мере, Роспотребнадзор постарается потребовать такое согласование от тех природопользователей, которые не захотят спорить. Согласование нормативов выбросов с Роспотребнадзором не предусмотрено (о чем говорит п. 10 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2020 года N 2055 – утверждение нормативов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам предусмотрено только для объектов III категории и объектов II категории, не получающих КЭР).
Срок рассмотрения заявки указанными выше государственными органами – 15 рабочих дней.
Каждый государственный орган после рассмотрения документов направляет свою позицию в Росприроднадзор. Если государственный орган не успел представить свою позицию в Росприроднадзор в срок, то заявка считается согласованной данным государственным органом.
Если от государственных органов поступают замечания, то Росприроднадзор передает их электронно Заявителю. Отдельно оговорено, что при наличии в составе заявки на получение КЭР утвержденной программы повышения экологической эффективности замечания к такой программе государственными органами не могут выставляться.
Заявителю необходимо устранить замечания в течение 30 рабочих (но не более 45 календарных) дней. При непредоставлении Заявителем доработанной заявки в Росприроднадзор в этот срок или при неустранении замечаний, Росприроднадзор принимает решение об отказе в выдаче КЭР.
КЭР будет подлежать пересмотру частично или полностью в случаях, если на объекте изменены технологические процессы основных производств, заменено оборудование (сырье) и это повлекло за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления. Если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70 %, то КЭР пересматривается частично, а если на 70 % и более - КЭР пересматривается полностью.
Результаты предоставления государственной услуги по выдаче, продлению, переоформлению, пересмотру КЭР и внесению в него изменений подтверждаются путем внесения Росприроднадзором сведений в электронном виде в реестр выданных разрешений в информационной системе. Предусмотрено, что КЭР, выданные до 1 марта 2023 года, действуют до окончания срока их действия и не требуют внесения сведений о них в реестр.
Сведения о выданном КЭР предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений.