В новой редакции изложены положения Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающие обязанности в части утилизации отходов от использования товаров и регулирующие механизм их исполнения.
Изменения начинаются с корректировки понятийного аппарата. Для утилизации в рамках расширенной ответственности производителя (РОП) установлен отдельный термин:
утилизация отходов от использования товаров - использование отходов от использования товаров и (или) вторичного сырья, полученного из отходов от использования товаров, для производства товаров (продукции);
Термин уточняет общий термин «утилизация отходов», в соответствии с которым на протяжении всего времени действия предыдущего регулирования в рамках РОП возникали споры о том, можно ли считать произведенные действия с отходами от использования товаров утилизацией.
Новое определение дает понять, что процесс превращения отходов во вторичное сырье не является утилизацией. Несмотря на то, что вторичное сырье в соответствии с определением, данным Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", является продукцией.
Таким образом, четко установлено, что получение вторичного сырья из отходов утилизацией не является.
Ожидаемое нововведение – переложение обязанности по утилизации отходов от использования товаров в части упаковки как товара – на производителя упаковки. При этом за импортерами товаров в упаковке остается обязанность утилизации в части упаковки.
Таким образом, обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров теперь обязаны:
1) производители товаров (тут объединены как производители товаров, так и производители упаковки на территории Российской Федерации);
2) импортеры товаров (причем они разделены на осуществляющих ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, и ввоз товаров из государств - членов ЕАЭС). Как уже было сказано выше – и в отношении ввезенных товаров, и в отношении упаковки товаров.
Причем, как и ранее, если под товарами подразумевается определенный перечень товаров, устанавливаемый Правительством РФ, то под упаковкой – упаковка любого товара, не обязательно входящего в указанный перечень, но материал такой упаковки по-прежнему должен быть включен в перечень, устанавливаемый также Правительством РФ.
Утилизация товаров производится в соответствии с нормативами утилизации, утилизация отходов от использования упаковки осуществляется в отношении всей массы упаковки, произведенной и (или) ввезенной на территорию России. Однако обязанность утилизации всей массы произведенной (ввезенной) упаковки вводится с 01.01.2027.
До 1 января 2027 года производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки:
1) с 1 января до 31 декабря 2024 года по нормативам утилизации, установленным Правительством РФ;
2) с 1 января до 31 декабря 2025 года в отношении 55 % массы упаковки, произведенной на территории Российской Федерации и (или) ввезенной упаковки;
3) с 1 января до 31 декабря 2026 года в отношении 75 % массы упаковки, произведенной на территории Российской Федерации и (или) ввезенной упаковки.
Как и прежде предусмотрена возможность использования понижающего коэффициента к нормативу утилизации при использовании вторичного сырья (произведенного на территории Российской Федерации!) для изготовления товаров, упаковки. Размер понижающего коэффициента и порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья устанавливаются Правительством РФ.
Произошел уход от понятия «первичной реализации» товаров, упаковки.
Теперь обязанность по утилизации у производителя возникает с наиболее раннего из событий: момента отгрузки (передачи) или оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, упаковки. Если продажи не произошло – то с момента списания испорченных или бракованных товаров, упаковки.
У импортера обязанность по утилизации возникает со дня принятия товаров, упаковки на учет при импорте из стран – членов ЕАЭС, у иных импортеров – со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления, если у импортера есть намерение самостоятельно утилизировать отходы от их использования. Если намерения самостоятельной утилизации нет, то экологический сбор должен быть уплачен до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления (эта норма вступит в силу позже – с 1 января 2026 года, а до этого срока исполнение обязанности в части РОП таких импортеров производится как у импортеров из стран – членов ЕАЭС). Однако Правительство РФ вправе установить перечень товаров, являющихся критически важной продукцией для экономики России, при ввозе которых из стран, не являющихся членами ЕАЭС, к их импортерам в отношении таких товаров и их упаковки положения по уплате экологического сбора и подаче соответствующей отчетности могут применяться как для производителей и импортеров-членов ЕАЭС.
При этом под самостоятельной утилизацией помимо создания и использования собственной инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров подразумевается также возможность заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров, включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.
Самостоятельная утилизация производится при:
- Утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в одну группу (утилизация взаимозаменяемых товаров, упаковки).
- Утилизации отходов, вторичного сырья, которые включены в Перечень видов отходов, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации. Данный Перечень утверждается Правительством РФ.
- Производстве только тех товаров, которые включены в Перечень видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов, вторичного сырья из указанного выше Перечня видов отходов, вторичного сырья. Этот Перечень видов товаров также утверждается Правительством РФ.
- Учете возможностей производственного утилизационного оборудования.
- Взаимодействии с утилизатором, включенным в реестр утилизаторов Росприроднадзора (при этом непонятно, нужно ли производителю/импортеру обеспечивать собственное включение в реестр утилизаторов если такой производитель/импортер осуществляет утилизацию для выполнения собственных нормативов утилизации).
- Для импортеров из стран – не членов ЕАЭС – при предоставлении в ЕГИС УОИТ (единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров) уведомления о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договором поручительства уплаты данной суммы утилизатором.
Отчетность
Производители и импортеры из стран членов ЕАЭС предоставляют отчетность о массе произведенных/ввезенных товаров, упаковки. Срок – до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Импортеры из стран не членов ЕАЭС предоставляют отчетность о массе произведенных/ввезенных товаров, упаковки до дня выпуска товаров для внутреннего потребления.
А в случае выполнения самостоятельной утилизации все вышеперечисленные лица предоставляют также отчетность о выполнении самостоятельной утилизации. Срок для всех одинаков – до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Отчетность предоставляется в ЕГИС УОИТ.
Проверка исполнения производителями товаров, импортерами товаров обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, а также контроль за уплатой экологического сбора выполняется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора). Росприроднадзор вправе запрашивать дополнительную информацию у производителей, импортеров, утилизаторов, проводить выездные проверки в соответствии с положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре). К участию в таких проверках может быть привлечен Российский экологический оператор.
Отчетность о самостоятельной утилизации рассматривается Росприроднадзором в 90-дневный срок.
Утилизаторы
Утилизаторы должны быть внесены в реестр утилизаторов. Подача заявления на включение в реестр является основанием для внеплановой проверки утилизатора, которая может проводиться как до включения в реестр, так и после. Выездная проверка не проводится только в отношении заявителей – владельцев лицензий на обращение с отходами, у которых сведения об оборудовании включены в реестр лицензий.
Включение новых сведений в реестр (в части производства новых товаров (продукции), увеличения производственной мощности оборудования) производится не позднее 20 рабочих дней с момента возникновения таких изменений с направлением заявления о внесении изменений в реестр. Исключение сведений из реестра (уменьшение перечня производимых товаров (продукции), уменьшения производственной мощности оборудования) сопровождается подачей уведомления о внесении изменений в реестр. Предусмотрен также ряд оснований для исключения утилизаторов из реестра.
Утилизаторы, внесенные в реестр, должны ежеквартально отчитываться в ЕГИС УОИТ, в том числе о договорах с производителями/импортерами, переработанных массах отходов и полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции).
В случае признания утилизации произведенной не надлежащим образом на утилизатора переходит обязанность по уплате экологического сбора.
Также внесена поправка, что нормы законодательства в части РОП не распространяются на производителей товаров, импортеров товаров, относящихся к оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, а также к продукции, сведения о которой составляют государственную тайну.
Нововведения вступают в силу с 1 января 2024 года. Предусмотрены переходные положения со старой системы на новую.