В соответствии с градостроительным правом в отношении объектов строительства осуществляется строительный надзор посредством или федерального государственного строительного надзора Минстроем России или посредством регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
До последнего времени федеральный государственный строительный надзор осуществлялся при строительстве, реконструкции объектов (перечислены в статье 6 Градостроительного кодекса РФ):
- на территориях посольств, консульств и представительств РФ за рубежом,
- в исключительной экономической зоне РФ; на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ;
- объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
- автомобильных дорог федерального значения;
- объектов капитального строительства (далее – ОКС) инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ОКС воздушного транспорта;
- объектов культурного наследия федерального значения;
- особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
- объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов;
- иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации.
Как можно заметить, перечисленные объекты действительно являются объектами федерального значения, носящими особый важный для реализации общегосударственных задач смысл.
Можно также отметить, что статья 6 Градостроительного кодекса РФ предоставляет право Правительству РФ устанавливать иные, кроме прямо перечисленных в кодексе, случаи осуществления строительного надзора силами федеральных органов государственной власти.
Правительство РФ воспользовалось указанным правом и постановлением от 13.10.2022 N 1816 "Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации" утвердила перечень дополнительных случаев строительства, надзор за которыми осуществляется не на региональном уровне, а подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр строительного контроля".
Итак, теперь не региональный, а федеральный строительный контроль осуществляется помимо объектов, приведенных выше еще и по объектам капитального строительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам) государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
По объектам капитального строительства, включенным в государственный оборонный заказ, объектам капитального строительства, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета являются Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, и объектов капитального строительства, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета является публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" надзорные мероприятия проводятся соответствующими органами власти.