При строительстве или реконструкции большинства зданий и сооружений уполномоченными органами власти осуществляется государственный строительный надзор регионального или федерального уровня. Предметом данного вида надзора является проверка соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям проектной документации, в том числе указанных в ней строительных правил и иных нормативов.
За 2023 год только в рамках федерального государственного строительного надзора, который проводится Ростехнадзором, было выявлено 47 965 нарушений. Сумма наложенных штрафов – 353 098 100 рублей.
Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) и нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию влечет предупреждение или наложение административного штрафа в соответствии со статьями 9.4 и 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Административный штраф является денежным взысканием и статья 3.5 КоАП предусматривает несколько различных способов его исчисления. Штраф может выражаться как в рублях (твердом размере), так и в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, например, стоимости предмета административного правонарушения, кадастровой стоимости земельного участка или начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора.
При этом часть 5 статьи 4.4 КоАП устанавливает, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, например, в рамках строительного надзора, выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАПа или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Данная норма снизила штрафную нагрузку и для тех лиц, которым наказание в виде штрафа назначается в фиксированном размере и для тех лиц, в отношении которых наказание ограничено максимальным фиксированным размером.
Назначение штрафа за два или более правонарушения «как за совершение одного» само по себе не исключает возможности различного определения итогового (общего) размера штрафа в зависимости от существа правонарушения.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2024 года № 14-П указывается, что введение запрета на суммирование административных штрафов объясняется тем, что в случаях, когда в рамках конкретного контрольного (надзорного) мероприятия выявлено совершение одним лицом нескольких тождественных деяний, которые образуют самостоятельные составы правонарушений и в отношении которых органы государственного (муниципального) контроля (надзора) возбуждают отдельные административные дела, не всегда учитывается характер события административного правонарушения и степень его общественной опасности с учетом масштаба (количества отдельных противоправных действий) и длительности повторяющихся однородных нарушений, что приводит к необоснованному ужесточению административных наказаний.
Следовательно, данная законодательная новелла была призвана урегулировать ситуацию, когда при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия обнаруживаются однотипные нарушения, каждое из которых формально образует самостоятельный состав одного и того же административного правонарушения и за которые назначаются аналогичные наказания.
Хотя правило назначения административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений носит общий характер и не предусматривает каких-либо особенностей его применения для тех или иных субъектов правонарушений, оно не отменяет обязанности правоприменительных органов при привлечении лица к административной ответственности руководствоваться общими правилами назначения административного наказания.
Количество назначенных административных наказаний может приобретать для хозяйственной деятельности лица, привлеченного к административной ответственности, не меньшее значение, чем конкретный размер санкции, тем более с учетом возможной динамики этого регулирования.
Количество выписанных постановлений о наложении штрафных санкций может иметь значение в контексте лицензионно-разрешительной деятельности, при отнесении лица к категории повышенного риска для целей государственного контроля (надзора), в случае участия в конкурсных процедурах и т.п.
В во-вторых, вынесение одного постановления о назначении административного наказания в виде штрафа вместо двух и более некоторым образом упрощает для лица процедуру обжалования привлечения его к административной ответственности в вышестоящий государственный орган и (или) в суд.
Учитывая изложенные доводы Конституционный Суд РФ поддерживает целесообразность применения контрольно-надзорными органами положения части 5 статьи 4.4 КоАП о возможности вынесения одного штрафа за несколько однотипных нарушений.