По итогам Всероссийской переписи населения 2021 года в Российской Федерации насчитывалось 153,2 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживало 37106 тыс. человек. За 5 лет (с 2016 года до 2021 года) доля сельского населения сократилась с 25,9 процента до 25,2 процента от всего населения страны.
Количество сельских населенных пунктов без населения составляет 24,8 тыс., что на 5,6 тыс. сельских населенных пунктов больше, чем по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года.
В этой связи в качестве приоритетной рассматривается государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696.
В рамках указанной программы под сельскими территориями понимаются сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя.
Перечень таких населенных пунктов, расположенных на сельских территориях субъекта Российской Федерации, должен быть определен органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и такое утверждение имеет существенное значение, так как только попавшие в перечень населенные пункты могут получить меры поддержки, предусмотренные Программой.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767 Программа была существенно скорректирована. В частности, появилось понятие опорного населенного пункта, на развитие которого будет обращено особое внимание, в том числе через субсидирование и кредитование строительства индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, многоквартирных домов высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях.
Программа устанавливает, что распределение субсидий между бюджетами субъектов РФ будет осуществляться в соответствии с результатами ранжирования мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения.
В первую очередь субсидии будут предоставляться субъектам Российской Федерации на фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения.
Помимо поддержки строительства жилых домов Программа предусматривает также финансовую поддержку повышения уровня благоустройства домовладений.
Не менее важными направлениями программного финансирования развития сельских территорий являются: развитие инженерной инфраструктуры, оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, развитие транспортной инфраструктуры.
Реализация программного подхода к развитию сельских территорий должна дать соответствующий эффект и способствовать привлекательности жизни и работы в сельских населенных пунктах страны.