Земельное право Российской Федерации состоит не только из положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", но и значительного количества подзаконных актов, создающих разветвленную сеть особенностей регулирования для различных случаев землепользования.
14 марта 2022 года федеральное законодательство было дополнено лаконичной нормой, о том, что: Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами. Данная отсылочная норма в Федеральном законе от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон) не является единственной. Закон устанавливает особенности правового регулирования градостроительных, земельных, жилищных, инвестиционных и иных отношений в условиях санкций в 2022 году.
В части земельных отношений закон расширяет полномочия Правительства РФ, которое теперь вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков. Ждем постановления Правительства России, упрощающее процедуры приобретения прав на земельные участки.
В части арендной платы закон дает право Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. При этом закон позволяет сократить размер арендной платы до 1 рубля устанавливаться на срок более 1 года.
Мало того, до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка вправе потребовать от арендодателя увеличения срока действия договора аренды путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка. Обратиться с таким требованием имеет право не любой арендатор земельного участка, а только при условии, что:
1) на дату обращения арендатора срок действия договора аренды не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Продлить сегодня действующий договор аренды земельного участка можно максимально на 3 года. При этом закон не оставляет арендодателю права выбора решения, а устанавливает лишь обязанность, в случае подачи заявления со стороны арендатора земельного участка, в срок 5 рабочих дней заключить соглашение о продлении срока аренды.
Значительные особенности были внесены законом и в градостроительные отношения. В частности, на 2022 год устанавливается, что срок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний не может превышать один месяц с момента оповещения жителей об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Дополнительно закон предоставляет право Правительству РФ установить случаи утверждения проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки и иных документов без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Изменения в генеральный план, в правила землепользования и застройки теперь могут осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно и в течение месяца.
Дополнительно закон направлен и на облегчение получения разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию и получения градостроительных планов земельных участков. Для этого закон даёт право Правительству РФ установить случаи и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.
Ждем ряд постановлений Правительства РФ, которые серьезно могут изменить сложившуюся практику применения градостроительного и земельного права.