Правительство РФ, распоряжением от 31 октября 2022 года №3268-р утвердило Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года (далее – Стратегия). Что из указанной Стратегии может почерпнуть для себя застройщик или правообладатель объектов недвижимости.
Вызывает интерес тот факт, что к основным задачам, помимо высокодуховных слов о повышении комфортности и формированию высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства заявлено вполне прагматичное вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства. Причем задача выявления не задействованных для строительства земельных участков имеет конкретные цифровые показатели. К 2024 году Росреестр должен выявить 87 тыс. гектар земель, пригодных для нового строительства и не закрепленных в соответствии с требованиями законодательства за конкретными правообладателями.
Напоминаю, что со следующего года должна начаться реализация поручения Президента РФ о стимулировании постановки на кадастровый учет неоформленных как того требует законодательство земельных участков и иных объектов недвижимости.
Искать не охваченные строительством земельные участки и осуществлять мероприятия по развитию строительной отрасли Стратегия предлагает прежде всего в городских агломерациях, то есть на территориях с общей численностью населения более 250 тыс. человек. В случае отсутствия городских агломераций Стратегия готова рассматривать и так называемые "опорные населенные пункты" – то есть населенные пункты, расположенные вне границ городских агломераций, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и реализацию иных потребностей населения территорий одного или нескольких муниципальных образований.
Одним из вызовов, с которым призвана справиться Стратегия, признана устаревшая градостроительная политика, которая привела к тому, что документы территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития недостаточно синхронизированы между собой. Процессы их подготовки не упорядочены, занимают длительное время; существующие сроки принятия решений обуславливают возникновение дисбаланса в развитии территорий; застройка осуществляется в условиях достигнутого предела экстенсивного развития, увеличивается нагрузка на существующую инфраструктуру, что приводит к дефициту социально значимых объектов и ухудшению качества городской среды.
Отмечается также, что сегодня существуют сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков и отсутствие свободных участков под застройку в центральных районах городов. Вызовами также названо избыточное количество документов, сведений, материалов, согласований; около 50 процентов общих сроков инвестиционно-строительного цикла занимает прохождение бюрократических процедур; 37 дублирование предоставления застройщиком одной и той же информации в различные ведомства на разных этапах строительства.
Понятно, что Стратегия предлагает пересмотреть нормы градостроительного права и внести в него положения, которые будут позволять проводить единую градостроительную, тарифную и транспортною политику в городских агломерациях и опорных населенных пунктах на межмуниципальном уровне. То есть перечисленные вопросы либо будут подняты на уровень субъектов РФ, или же будут найдены процедуры принятия единых решений различными муниципальными образованиями, входящими в состав агломераций или опорных пунктов.
Нацелена Стратегия и на упрощение процесса территориального планирования, в том числе посредством унификации требований к подготовке документов, отказа от бумажных форм, перевода документов и процедур их согласования в электронный вид.
Задумано и объединение в единый документ генерального плана и правил землепользования и застройки, а также упрощение порядка установления зон с особыми условиями использования территорий, сокращение количества видов таких зон и ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в таких зонах.
В отдельный приоритет Стратегия выносит и увеличение случаев комплексного развития территории. Закладывается, что к 2024 году должно быть принято не менее 500 решений о комплексном развитии территорий с удвоением этого показателя к 2030 году.
Для реализации целей жилищного строительства Стратегия предлагает распределить все регионы России по пяти группам от "Динамичных" до "Депрессивные (сложные)" с установлением различных подходов к каждой из групп.
Серьезное внимание в Стратегии уделено также мероприятиям, направленным на стимулирование индивидуального жилищного строительства, а также развитию ипотечных механизмов строительства.
Из перечисленных проблем в градостроительной и земельной политике, а также идей по ее совершенствованию становится понятно, что мы стоим на пороге серьезных изменений в указанных отраслях, которые будут сформулированы и приняты в следующем году. Вот только отдельные предложения, которые будут внесены в российское право:
"нет регламента - нет процедуры"; "не описан предмет и (или) нет оснований для отказа - нет процедуры"; "нет срока - нет процедуры"; "один предмет - одна процедура" (исключение дублирующих друг друга процедур); "нет влияния на результат - нет процедуры" (исключение избыточных и устаревших процедур).
Понятно, что реализация глобальных планов развития градостроительной политики, строительной отрасли и ЖКХ будет возможна при существовании общих благоприятных условий в экономике и развитии страны и общества, но Стратегия формулирует глобальные цели и закладывает новые горизонты, на которые и стоит равняться.