Для удостоверения того факта, что строительство или реконструкция объекта завершено в объеме, предусмотренным разрешением на строительство, проектной документацией выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (далее - РнВ). РнВ также подтверждает соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, а также на соответствие построенного объекта разрешенному использованию земельного участка.
В целях получения РнВ застройщик обращается в уполномоченные органы, выдавшие ранее разрешение на строительство. С середины 2021 года в статье 55 Градостроительного кодекса РФ (далее – Градкодекс РФ) появилась часть 2.2, в которой перечисляются пять способов подачи заявления о выдаче РнВ, среди которых:
- непосредственно в уполномоченный орган;
- через МФЦ;
- на портале государственных и муниципальных услуг;
- с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и,
- для специализированных застройщиков через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.
Порядок подачи заявления о выдаче РнВ в Градкодексе РФ не регламентирован, не определена и форма заявления. В письме Росреестра от 14.11.2022 N 14-9961-ТГ/22 верно отмечается, что утверждение "единой" формы заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Однако есть, например, приказ Минстроя России от 25.08.2022 N 696/пр, в котором приведена форма заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представляемого в Минстрой России. Аналогичными актами, в том числе административными регламентами, касающимися выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства иными уполномоченными на это органами (организациями) также могут быть предусмотрены формы (образцы) заявлений о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Помимо самого заявления о выдаче РнВ к нему должны прикладываться целый перечень документов, который с 1 марта 2023 года был сокращен по ряду позиций.
В частности, Федеральным законом от 29.12.2022 N 612-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу абзаца 2 п. 2 ст. 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" из перечня документов исключили четыре позиции. Теперь к заявлению о выдаче РнВ не требуется прикладывать:
- градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
- акт приемки объекта капитального строительства;
- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Теперь к заявлению о выдаче РнВ нужно прикладывать:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
- разрешение на строительство;
- акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;
- заключение органа государственного строительного надзора
- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
- технический план объекта капитального строительства.
Как указывают суды (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016 N Ф05-18823/2016 по делу N А41-33780/16), запрос иных документов, не указанных в статье 55 Градостроительном кодексе РФ, не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения.
Отдельного внимания заслуживает и вопрос отмены ранее выданного РнВ. Дело в том, что согласно статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими соответствующий акт. Однако, постановлением Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П отмечается, что самостоятельная отмена местной администрацией принятого ею ранее правового акта, разрешающего ввод объекта в эксплуатацию, после регистрации права собственности на объект в едином государственном реестре недвижимости может привести к неблагоприятным правовым последствиям, в тч к предъявлению требований о признании возведенной постройки самовольной. По сути, Конституционный Суд РФ отказывает уполномоченным органам в праве на отмену ранее выданного РнВ в случае, если право на объект капитального строительства уже было зарегистрировано. Указанная позиция сразу же активно стала применяться в решениях окружных Арбитражных Судов, отказывающих в отмене РнВ.