В вопросах технологического присоединения объектов капитального строительства к электрическим сетям и сетям электросвязи Правительством РФ принят ряд важных изменений, вытекающих из следующих постановлений Правительства РФ:
- от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ" (далее – ППР-1178);
- от 01.07.2022 N 1196 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи" (далее – ППР-1196).
Следует оговориться, что ППР-1178, изменяющее порядок подключения к электрическим сетям уже вступил в силу, а вот Правила технологического присоединения к сетям электросвязи, утвержденные ППР-1196 заработают лишь с 1 марта 2023 года. Произведенные изменения существенно меняют сложившийся уклад и порядок взаимодействия потребителей электрической энергии и сетевых организаций. Последним, кстати, также придется перестраивать всю систему работы с заявителями.
Из уже вступивших в силу изменений порядка подключения к электрическим сетям максимально заметной является отмена льготной платы за подключение к сетям с присоединяемой мощностью до 15 кВт, которая составляла ранее 550 рублей. С 1 июля 2022 года в случае, если расстояние от границ земельного участка заявителя до точки присоединения к электрическим сетям составляет не более 300 метров в городах и 500 метров в сельской местности, то размер платы за присоединение будет составлять не менее 3 тыс. рублей за каждый киловатт запрашиваемой максимальной мощности. И это только на ближайший год.
С 1 июля 2023 года цена вопроса увеличится до 4 тыс. руб., а с еще через год – до 5 тыс. руб. за киловатт. Остается правда норма о льготных категориях, для которых цена будет составлять 1 тыс. руб. за 1 кВт присоединяемой энергии.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вводится и норма о необходимости оплачивать расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства в размере 50% от утвержденных тарифных ставок. Оплачивать новое строительство объектов электросетевого хозяйства требуется, если расстояние от присоединяемых энергопринимающих устройств до ближайшего объекта электрической сети составляет более 200 метров в городах и поселках городского типа и более 300 метров в сельской местности.
А за просрочку исполнения обязательств по договору о выполнении мероприятий по технологическому присоединению сторона, нарушившая сроки будет должна выплачивать неустойку, равную 0,25 процента общего размера платы за каждый день просрочки.
Изменились и процедуры общения заявителя и сетевой организации. В частности, появилось «уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям». Уведомление составляется по окончании процедуры технологического присоединения к электрическим сетям и подтверждает факт присоединения с перечислением технических характеристик, в том числе указанием величины максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Изменены формы заявок и типовой договор на технологическое присоединение, а также порядок подписания договора. Теперь, если при получении договора в личном кабинете потребитель не направит мотивированное несогласие или протокол разногласий, то договор считается согласованным и доказать обратное будет гораздо сложнее.
С 1 марта 2023 года вступят в силу и Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи, утвержденные ППР №1196. Правила будут распространяться на проектируемые, строящиеся, реконструируемые или построенные, но не подключенные к сетям электросвязи объекты капитального строительства. Специально оговаривается, что выдача технических условий осуществляется без взимания платы. В части же платы за подключение указано, что случае если заявитель при запросе о подключении не обладает информацией о размере платы за подключение, указанная информация может быть получена при направлении запроса о выдаче технических условий. Размер платы за подключение определяется исполнителем самостоятельно. Никаких деталей определения размера платы за подключение к сетям электросвязи в ППР №1196 не приводится.
Не используется и форма «уведомления», которая в порядке подключения к электрическим сетям по сути выполняет функцию акта выполненных работ.
В части нового строительства за счет заявителей на подключение указывается, что заинтересованное лицо вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию сетей электросвязи, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям электросвязи при условии согласования порядка и условий осуществления таких действий (в том числе согласования технической документации) с владельцем электросетевого хозяйства. В таком случае в договоре о подключении указываются соответствующие мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за подключение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий.
Мало того, специально оговаривается, что понуждение заявителя к заключению договора о подключении, предусматривающего осуществление мероприятий по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, не допускается.
Нужно заметить, что два постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы подключения объектов капитального строительства к электрическим сетям и сетям электросвязи хоть и вводят новые порядки и условия взаимодействия между заявителем и правообладателем сетей, но при этом достаточно по-разному подходят к решению одних и тех же процедурных вопросов. Ни о какой унификации порядка взаимодействия речь не идет.