Законодательство РФ содержит обязанность гражданина или юридического лица, которому принадлежит здание или сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобрести такой земельный участок в собственность или аренду в установленном законом порядке, за исключением случаев, если для возникновения прав на такие земельные участки предоставление земельных участков не требуется (см. пункт 7.1 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Если лица используют земельные участки, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, при отсутствии оформленных в соответствии с законодательством РФ прав на них, то они нарушают указанное выше требование.
Органы государственного земельного контроля (надзора), выявляя случаи использования неоформленных земельных участков под зданиями, правомерно задаются вопросом о мерах воздействия на таких лиц.
Однако в письме Росреестра от 20.03.2025 N 11-2529-АБ/25 «О применении
отдельных положений законодательства РФ при осуществлении федерального
государственного земельного контроля (надзора)» указывается, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 71 Земельного кодекса РФ предметом федерального государственного земельного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
А КОАПом РФ не предусмотрен специальный состав административного правонарушения, выражающегося в неприобретении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены находящиеся в собственности объекты недвижимости (штрафные санкции не установлены).
В настоящее время Росреестром осуществляется разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение в КОАП РФ изменений, в том числе уточняющий штрафные санкции, которые буду налагаться на лиц, использующих земельные участки без оформления.
Но, в настоящее время, учитывая, что административная ответственность не установлена, ее соблюдение не является предметом федерального государственного земельного контроля (надзора).
В этой связи при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в случае выявления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не приобретенных в собственность либо аренду правообладателями расположенных на них зданий и сооружений должностные лица территориальных органов Росреестра по таким фактам не могут принимать решения, в том числе выдавать собственникам таких зданий или сооружений предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Однако, такое положение продлится только до момента внесения изменений в КОАП после чего, в случае уклонения собственника здания или сооружения от обязанности по приобретению земельного участка под объектом, будут применяться штрафные санкции.