Федеральный закон от 28.12.2024 N 540-ФЗ (см. материал «Отдельные виды проверок будут проводиться с использованием мобильного приложения "Инспектор" от 19.05.2025 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/otdelnye-vidy-proverok-budut-provoditsya-s-ispolzovaniem-mobilnogo-prilozheniya-inspektor-/?ysclid=md0msq6yof963097563) внес изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Так, одним из нововведений в систему контроля предусмотрена возможность контролируемого лица, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований в случае, если устранение выявленных нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений.
При этом соглашения не подлежат заключению в отношении нарушений обязательных требований, создающих непосредственную угрозу жизни и причинения вреда здоровью людей.
В соответствии с соглашением контролируемое лицо обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, выделить соответствующие ресурсы, обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений в случае их наступления, а контрольный (надзорный) орган приостанавливает действие предписания, при этом осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом соглашения.
В развитие этого нововведения постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 № 829 приняты Правила заключения, изменения, продления, расторжения такого соглашения. Правила предусматривают электронный формат взаимодействия с контролирующим органом, но до 1 марта 2026 г. предусмотрена возможность взаимодействия по заключению соглашения с контролирующим органом на бумажном носителе.
Обратите внимание, что Правила применяются в отношении нарушений обязательных требований, выявленных после вступления в силу настоящего постановления (после 14.06.2025).
Правилами ограничен перечень видов контроля, на который они распространяются. Сюда попали в частности федеральный государственный экологический контроль (надзор) (за исключением контроля (надзора), осуществляемого ФСБ на объектах, подведомственных данной службе) и федеральный государственный земельный контроль (надзор) (в части полномочий, осуществляемых Росприродназором (его территориальными органами).
Также правилами существенно ограничен круг контролируемых лиц, имеющих право заключить соглашение, это следующие лица:
а) государственный орган, орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение;
б) юридическое лицо, осуществляющее основной вид экономической деятельности в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, связи, транспорта, сельского хозяйства и производства лекарственных средств;
в) градообразующее предприятие и (или) системообразующая организация;
г) организация, включенная в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009;
д) организация, включенная в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
е) юридическое лицо, имеющее право на подачу ходатайства о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения на основании поручения Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ;
ж) юридическое лицо, указанное в обращении высшего должностного лица субъекта РФ о заключении соглашения, направленном в контрольный (надзорный) орган.
Контролируемое лицо в целях заключения соглашения направляет в контрольный (надзорный) орган ходатайство о заключении соглашения.
Установлено, что ходатайство о заключении соглашения может быть подано только в отношении одного предписания, выданного контрольным (надзорным) органом, из-за чего может возникнуть ощущение, что в отношении остальных предписаний ходатайство не может быть подано. Ответ на этот вопрос можно найти в перечне отказов в рассмотрении ходатайства, где одна из причин отказа: «ранее в контрольный (надзорный) орган было подано другое ходатайство о заключении соглашения от того же контролируемого лица по тому же предписанию, принятое к рассмотрению». То есть здесь имеется в виду, что по каждому предписанию должно быть свое ходатайство. Причем именно по предписанию, а не отдельно на каждый пункт предписания.
Ходатайство может быть подано в течение 10 рабочих дней со дня выдачи контролируемому лицу предписания. Причем оно должно содержать проект программы устранения выявленных нарушений с указанием мероприятий по устранению нарушений и по оценке исполнения программы, а также сроков их выполнения, который, учитывая срок подачи ходатайства, должен быть разработан очень оперативно.
При принятии решения об удовлетворении ходатайства контролируемое лицо разрабатывает программу устранения нарушений, а контрольный (надзорный) орган разрабатывает проект соглашения, которые согласовываются контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом в течение 10 рабочих дней.
Подписанное обеими сторонами соглашение направляется на согласование в органы прокуратуры. Со дня согласования соглашения органами прокуратуры оно вступает в силу.
Срок исполнения соглашения не может превышать 3 лет.
Соглашение может быть изменено в течение срока его действия. При этом изменение соглашения допускается в случаях:
а) возникновения новых обстоятельств, которые не могли быть известны на момент заключения соглашения и существенно влияют на его исполнение;
б) устранения части нарушений, позволяющего пересмотреть условия соглашения;
в) необходимости уточнения или дополнения условий соглашения для более четкого их исполнения;
г) необходимости разделения этапов исполнения соглашения с указанием сроков их реализации для возможности оценки их исполнения.
Также возможно продление соглашения. Продление срока исполнения соглашения допускается в случаях:
а) неустранения нарушений в установленные сроки по причине необходимости выполнения сложных технических работ, о выполнении которых не было известно на момент заключения соглашения;
б) возникновения непредвиденных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий, эпизоотий), которые препятствовали выполнению условий соглашения;
в) невыполнения обязательства со стороны учредителя (если контролируемое лицо – государственное или муниципальное учреждение), являющегося стороной соглашения.
Помимо этого, предусмотрены случаи для расторжения соглашения.
После исполнения контролируемым лицом соглашения, контрольным (надзорным) органом принимается решение о признании соглашения исполненным или неисполненным. Также, в случае признания соглашения исполненным, контрольный (надзорный) орган принимает решение об отмене предписания.