Обязательное регулирование в части выбросов парниковых газов предусмотрено Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее – Закон № 296-ФЗ) только для регулируемых организаций.
Действующие критерии отнесения к регулируемым организациям (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 N 355) действуют до 01.01.2025, после этой даты Законом № 296-ФЗ предусмотрено изменение критериев в сторону их ужесточения с 150 тыс.т/год до 50 тыс.т/год.
Проект новых критериев размещен на портале проектов НПА по адресу: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=145159.
Новые критерии отличаются от действующих критериев.
Напомним, действующие критерии основаны только на годовой массе выбросов парниковых газов, приведенной к массе углекислого газа, и соответствии виду деятельности (производственным процессам) во взаимосвязи с массой эквивалента СО2 на единицу показателя конкретного вида деятельности (производственного процесса).
В новых критериях предполагается заложить помимо массы выбросов парниковых газов, эквивалентной 50 и более тыс. тонн углекислого газа в год, привязку к видам деятельности и категории НВОС предприятия. Для удовлетворения критериям отнесения к регулируемым организациям категория НВОС объекта должна быть от III и выше.
Таким образом, получается, что все объекты НВОС III категории, ведущие перечисленные в проекте новых критериев виды деятельности, должны будут рассчитать выбросы парниковых газов от процессов на объекте, привести их в величину, эквивалентную углекислому газу, и сравнить с 50 000 тоннами.
Перечень видов деятельности в новых критериях выглядит следующим образом:
а) энергетика: |
- нефтяная отрасль; |
- газовая отрасль; |
- угольная отрасль; |
- электроэнергетика и теплоснабжение (в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии); |
- магистральный трубопроводный транспорт; |
б) строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива (в том числе при производстве тепла в режиме тепловой генерации); |
в) промышленное производство, включая выбросы от сжигания топлива, в том числе: |
- черная металлургия; |
- цветная металлургия, в том числе производство алюминия; |
- промышленность строительных материалов; |
- химическая и нефтехимическая промышленность; |
- лесная, деревообрабатывающая промышленность, в том числе: |
- целлюлозно-бумажная промышленность; |
- заготовка лесоматериалов; |
- деревообработка; |
- прочая промышленность; [к этому подпункту можно отнести практически любое производство] |
г) транспорт, в том числе: |
- автомобильный транспорт; |
- авиационный транспорт; |
- железнодорожный транспорт; |
- морской и внутренний водный транспорт; |
д) сфера обращения с отходами производства и потребления. |
е) сельское хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива; |
ж) лесное хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива. |
Как видно, перечень производств не закрыт, что позволяет подвести под критерии практически любое производство, да и сфера обращения с отходами производства и потребления достаточно обширна. Планируется при таком отнесении отталкиваться от ОКВЭД предприятия.
Однако определение массы выбросов парниковых газов осуществляется согласно утвержденным методикам количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, что напрямую прописано в проекте новых критериев. А действующая методика определения масс выбросов (утв. Приказом Минприроды России от 27 мая 2022 года N 371) пока соответствует действующим критериям и заложенным в них видам деятельности. Так что пока не поправят указанную методику, данная часть критериев будет неисполнимой, а значит недействующей.
Если предприятие подпадет под критерии отнесения к регулируемым организациям, то что ему ожидать в дальнейшем?
Предприятия, подпадающие под критерии отнесения к регулируемым организациям, на сегодняшний день имеют пока только одну обязанность – подать до 1 июля 2024 года отчет о выбросах парниковых газов на сайте https://co2.gisee.ru/.
При непопадании ранее в ряды регулируемых организаций и превышении рассчитанной (для расчета можно воспользоваться специальным калькулятором, размещенным по адресу: https://co2.gisee.ru/calculator) массы значения в 50 000 т/год, нужно готовиться к тому, что отчеты о выбросах парниковых газов будут подаваться на объекте, начиная с 1 июля 2025 года.
Планируемые далее обременения можно оценить на основании эксперимента в Сахалинской области. Пока для регулируемых организаций планируемые обременения выглядят так:
- наличие для конкретного предприятия квот на выбросы парниковых газов;
- подача отчета о массе парниковых газов и выполнении квот выбросов (возможно, отчет нужно будет верифицировать);
- внесение платы за невыполнение установленных квот (либо реализация климатических проектов/покупка углеродных единиц для учета в счет выполнения установленных квот).