В Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" внесены изменения в целях совершенствования регулирования организации деятельности при наступлении НМУ.
Понятийный аппарат пополнен определениями:
«общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий - прогноз неблагоприятных метеорологических условий на территориях городских и сельских поселений;
специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий - прогноз неблагоприятных метеорологических условий, подготовленный в отношении отдельных стационарных источников и (или) их совокупности.»
Также в новой редакции изложена статья 19 Закона, регулирующая организацию проведения мероприятий по регулированию выбросов при НМУ.
Порядок оповещения о наступлении НМУ стал общий для всех субъектов РФ и теперь заложен в Законе. Также федеральными стали требования по согласованию и утверждению мероприятий при НМУ.
Организация оповещения производится теперь следующим образом.
Организации, подведомственные Росгидромету, предоставляют бесплатный общий прогноз НМУ органам государственной власти, обеспечивающими контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Соответствующий исполнительный орган субъекта РФ по установленному им порядку при поступлении общего прогноза НМУ обеспечивает информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов на принадлежащих им объектам НВОС.
Предоставление специализированного прогноза НМУ владельцам объектов НВОС I, II и III категорий осуществляется платно (одновременно такой прогноз направляется контролирующим исполнение мероприятий при НМУ органам, но уже бесплатно). При этом обязанность иметь специализированный прогноз НМУ закреплена только за объектами НВОС I категории. Но не за всеми: в их число не включатся объекты, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с ТКО. Данные объекты I категории, а также объекты II и III категорий не обязаны, но могут получать специализированные прогнозы НМУ, а могут продолжать пользоваться общими прогнозами НМУ.
Так что, по крайней мере, для объектов НВОС I категории схема с платными оповещениями теперь стала обязательной. Возможно, цель этого нововведения благая – хотя бы на самых опасных объектах исключить ситуации, при которых происходят сбои в оповещении о НМУ.
На практике же владельцы объектов НВОС, обязанные проводить мероприятия при НМУ, могут быть наказаны за непроведение мероприятий даже в случае неисполнения госорганом обязанности по оповещению. Поэтому наиболее надежный на сегодняшний день способ оповещения – получение специализированного прогноза НМУ.
Предусмотрено, что порядки предоставления общего и специализированного прогноза НМУ устанавливаются Минприроды России. Так что, возможно, появятся еще какие-то нюансы.
Нововведения вступают в силу с 1 марта 2026 года.