Одна из частей производственного экологического контроля – наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
Такие наблюдения проводятся не всеми владельцами объектов НВОС, имеющими источники выбросов в атмосферный воздух, а только теми, которые включены в Перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, предусмотренный п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Перечень).
При наличии в законе такой обязанности нормативная база по формированию Перечней отсутствует: критериев определения объектов для включения в перечень не придумано и не утверждено, процедуры официального опубликования Перечней не предусмотрено – но тут практика пошла по пути опубликования соответствующих Перечней на сайтах территориальных органов Росприроднадзора. Процедуры оповещения владельцев объектов НВОС о включении их в Перечни также нет, то есть нужно регулярно самостоятельно отслеживать актуальность Перечня по региону расположения объекта.
А судебная практика уже начинает формироваться и не в пользу хозяйствующих субъектов (Решение Арбитражного суда Ставропольского края 21 июля 2022 года по делу № А63-12769/2020 – Общество получило штраф по статье 8.5 КоАП РФ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, за неведение мониторинга и отсутствие его результатов в отчете о ПЭК при наличии Общества в соответствующем Перечне).
Также не сформировано отдельной нормативной базы под исполнение требования о мониторинге атмосферного воздуха владельцами объектов НВОС. Госорганы указывают на то, что пользоваться при формировании плана-графика таких наблюдений нужно Требованиями к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 524 (далее – Приказ № 524), принятым в целях реализации требований Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе" для участников деятельности гидрометеорологической службы, к которым относятся:
- Росгидромет, его территориальные органы и подведомственные организации;
- подведомственные организации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также корпорации "Росатом", осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- специализированные организации активных воздействий на гидрометеорологические процессы.
Приказ № 524 косвенно затрагивает локальные системы наблюдений, которые определены как пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.
Что установлено для локальных систем Приказом № 524?
154. Пункты наблюдений локальных систем наблюдений, создаваемые в зоне воздействия влияния промышленных объектов, размещаются на выделенном земельном участке в области наибольшей плотности населения селитебной территории в пределах зоны влияния и с учетом наибольших приземных концентраций, полученных по результатам расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.
164. Перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассевания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.
По периодичности контроля Приказ № 524 излагает общие требования для всех участников мониторинга, чем повергает в шок владельцев объектов НВОС, обязанных вести мониторинг:
173. Наблюдения на пунктах проводятся с дискретным отбором проб для последующего лабораторного анализа с определением концентраций загрязняющих веществ и (или) прямые измерения непрерывным методом с использованием автоматических анализаторов, а также проводятся сопутствующие метеорологические наблюдения (скорость и направление ветра, температура и влажность наружного воздуха, атмосферное давление, состояние погоды - атмосферные явления в срок наблюдений).
176. Продолжительность отбора проб воздуха для определения суточных концентраций составляет 24 часа и проводится непрерывно (72 значения концентраций с осреднением 20 мин.) или дискретно через равные промежутки времени 4 и более раз в сутки с последующим осреднением результатов анализа проб.
178. Объем наблюдений за каждым загрязняющим веществом в каждом пункте наблюдений для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха за год должен составлять не менее чем 300 значений концентраций, измеренных дискретным методом (и не менее 75% от годового объема измерений непрерывным методом), для оценки качества воздуха по показателям - не менее 500 значений концентраций, измеренных дискретным методом (и не менее 75% от годового объема измерений непрерывным методом).
Как вам нагрузка на бизнес в виде измерений 300 значений концентраций за год с периодичностью 4 раза в сутки? А какова будет нагрузка на лицензированные организации, проводящие замеры, если, в частности, в Москве и в Московской области в Перечень занесены более 20 000 объектов НВОС?
Минприроды России в своем письме от 9 июля 2024 г. N 12-53/27483, давая разъяснения по вопросу периодичности проведения наблюдений, сообщает, что в ходе осуществления ПЭК при формировании программы наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха целесообразно использовать подходы, содержащиеся в Приказе № 524, и цитирует приведенные выше нормы, не делая при этом никаких выводов или оговорок.
По конкретным вопросам проведения наблюдений в рамках ПЭК на определенном объекте хозяйственной деятельности Минприроды России отсылает в Росприроднадзор, а также Росгидромет. При этом Росприроднадзор также цитирует Приказ № 524 и перекладывает решение проблем на Росгидромет. А Росгидромет в ответ на частное письмо с вопросом о периодичности замеров также указал на проведение наблюдений дискретным отбором проб не менее 4 раз в сутки с измерением помимо концентраций загрязняющих веществ метеорологических параметров и скромно добавил (в виде дополнительной информации), что требования Приказа № 524 распространяются на участников деятельности гидрометеорологической службы.
Может ли в такой ситуации хозяйствующий субъект считать, что он не может выполнить требование законодательства по причине отсутствия нормативной базы?
Решение суда, приведенное выше, говорит об обратном. Суд не усмотрел незаконности в выданном представлении, несмотря на доводы природопользователя о том, что тот не знает, что ему нужно делать для исполнения требования, поскольку действующее законодательство не содержит норм, указывающих способ его исполнения. Судом отмечено, что «не указание конкретных действий, которые надлежит совершить в целях выполнения предписания, оставляет выбор способа устранения выявленных нарушений на усмотрение самого общества и не является обстоятельством, свидетельствующим о неисполнимости представления».
Вот и получается, что сделайте, как сможете.
Практика же разработки плана-графика наблюдений по нормам Приказа № 524 для природопользователей показала, что объекты со стандартными источниками выбросов от обслуживающей инфраструктуры вынуждены будут заниматься довольно бессмысленной деятельностью по ловле выбросов от собственных ДГУ или работы тракторов при уборке снега…
Полагаем, подход, связанный с соблюдением в разумных пределах норм Приказа № 524, могут использовать природопользователи, не желающие менять сложившуюся ситуацию.