В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Речь идет об объектах археологического наследия и иных объектах с исторически связанными с ними территориями, возникших в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства.
Законодательство РФ предусматривает проведение государственной историко-культурной экспертизы в том числе в целях:
- определения границ территории объекта культурного наследия;
- определения границ защитной зоны объекта культурного наследия;
- определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
- установления особого режима использования земельного участка, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничений использования лесов;
- установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
- установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия.
Понятно, что в случае строительства зданий или сооружений в зоне охраны объекта культурного наследия застройщик сталкивается с необходимостью историко-культурной экспертизы, которая подтвердит возможность соответствующего строительства.
Сегодня действует положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569. Однако уже с 1 сентября 2024 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 25.04.2024 N 530 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (далее – Положение).
Новая редакция Положения уточняет требования к лицам, имеющим право проводить историко-культурную экспертизу (уровень образования и специальность). При этом исключена необходимость знания экспертом международных актов и законодательства РФ об объектах культурного наследия. Также как исключено требование к эксперту соблюдать сроки проведения экспертизы.
Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией, состоящей из 3 и более экспертов, в зависимости от объекта экспертизы. Случаи, когда экспертиза может быть проведена одним экспертом скорректированы. В случае проведения экспертизы комиссией исключили обязательность утверждения регламента работы и ряда иных, как решено избыточных требований к бумажному оформлению работы комиссии.
Важно, что уточнен и увеличен перечень документов и материалов, которые используются экспертами при проведении историко-культурной экспертизы. В состав документов с 1 сентября будут входить:
а) материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства,
б) фотографические изображения объекта;
в) копии акта технического состояния объекта культурного наследия;
г) копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр объектов;
д) копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия;
е) копии решения органа государственной власти об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия;
ж) копии решения органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах указанных зон;
з) копий технического плана объекта недвижимого имущества, являющегося объектом культурного наследия, и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
и) сведения, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе на публичных кадастровых картах, и сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проектах зон охраны объекта культурного наследия;
к) историко-культурного опорного плана или его фрагмента;
л) копии градостроительного плана земельного участка;
м) сведений Министерства культуры Российской Федерации, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр объектов, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ;
н) документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в реестр объектов;
о) документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из реестра объектов;
п) документов, обосновывающих изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия;
р) документов, обосновывающих отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
с) проектов зон охраны объектов культурного наследия;
т) проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
у) документации, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
ф) разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов, выявленного объекта культурного наследия, входящих в состав проектной или иной документации;
х) документации, обосновывающей границы защитной зоны объекта культурного наследия;
ц) документации, обосновывающей установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места;
ч) документации, обосновывающей уточнение сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр объектов, о выявленном объекте культурного наследия;
ш) документации, обосновывающей установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
щ) документации, обосновывающей определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Установлено, что дата окончания проведения экспертизы и дата оформления заключения экспертизы являются датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии. Однако при этом из Положения исключены требования к срокам, в том числе рассмотрения органом охраны объектов культурного наследия результатов экспертизы и срокам взаимодействия указанного органа с заказчиком историко-культурной экспертизы.
В целом обязательность историко-культурной экспертизы никто не отменял, наоборот, увеличены требования к составу предоставляемых документов. Новое Положение лишь убрало необходимость соблюдения ранее установленных сроков и регламентов, сохранив дух и букву историко-культурной экспертизы.